Филиал Иркутской филармонии – такой неофициальный титул вполне может примерить на себя отдел искусств Центральной городской библиотеки Ангарска. Ведь именно здесь проходят «обкатку» некоторые музыкальные программы из тех, что потом увидят посетители филармонии.
Любители классической музыки из Ангарска раньше своих соседей-единомышленников познакомились с циклом вокально-фортепианных концертов ангарской пианистки Натальи Морозовой и иркутской певицы Ирины Сараевой.
6 апреля в зрительном зале отдела искусств состоялся очередной концерт цикла «И слово в музыку вернись…», посвященный творчеству немецкого композитора-романтика первой половины XIX века Роберта Шумана.
– Цикл концертов, названный строкой из стихотворения Осипа Мандельштама, мы задумывали вместе с моим преподавателем Дмитрием Басковым, заслуженным работником культуры России, выдающимся пианистом Иркутска, – пояснила Наталья Морозова, которая не только играла на фортепиано, но и вела концерт. – С ним обсуждали программу из 7-8 концертов, начали готовиться к первому. Но работа была приостановлена из-за смерти Дмитрия Ивановича 22 октября 2013 года. С тех пор каждый концерт цикла «И слово в музыку вернись…» мы посвящаем памяти этого выдающегося музыканта и прекрасного человека.
Цель этих программ – познакомить слушателей с малозвучащими сочинениями камерного вокального жанра, как правило, принадлежащими перу известных композиторов и выдающихся поэтов. А еще – раскрыть с помощью музыки природу слова. Причем их изюминкой является то, что звучат программы исключительно на языке оригинала. Чтобы обеспечить качественное произношение, Ирина Сараева занимается с преподавателями иностранного.
Исполнительнице пришлось много поработать. Ведь цикл «И слово в музыку вернись...» насчитывает уже пять концертов. Первой стала испанская программа с песнями на стихи Федерико Гарсиа Лорки. Вторая – чешская, с музыкой Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака. Третья была посвящена французским авторам.
И только в четвертом концерте Наталья и Ирина обратились к музыкальному наследию нашего соотечественника Николая Римского-Корсакова. Причем, как говорит пианистка, ей самой были известны только 5 романсов из 25 представленных во время выступления. Такую музыку современному слушателю услышать негде. Но ведь от этого неизвестные произведения не становятся хуже, скорее, наоборот. Так что пользу от подобных концертов вряд ли можно переоценить.
Часть мелодий, прозвучавших 6 апреля в отделе искусств ЦГБ, все-таки знакома меломанам – к вокальному циклу Роберта Шумана «Любовь поэта» на стихи Генриха Гейне, посвященному возлюбленной, а впоследствии жене композитора Кларе Вик, исполнители иногда обращаются, есть и русские варианты этих песен.
Чего не скажешь о «Стихотворениях королевы Марии Стюарт». Эта музыкально-поэтическая жемчужина россиянам практически неизвестна. Ирине Сараевой и Наталье Морозовой – а при исполнении произведений такого жанра велика роль фортепиано – удалось передать чувства этой удивительной женщины, оставившей глубокий след в истории мировой культуры. Исполнительская премьера прошла на «отлично».
В тот же вечер концерт повторился и в еще одной библиотеке – филиале №1 имени Валерия Алексеева. Члены клуба по интересам «Кругозор», собирающиеся там, приобщились к этой прекрасной музыке, как и завсегдатаи «Палитры» при отделе искусств. Теперь очередь за органным залом Иркутска – расширенная версия концерта будет представлена там в субботу, 16 апреля.