Что происходит с ангарским общественным транспортом – как городским, так и пригородным? Сегодня о наболевших проблемах в этой сфере знают все ангарчане. Как власть будет их решать?
Об этом на пресс-конференции говорили мэр Ангарского городского округа Сергей Петров, а также начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО Василина Шунова, депутат Думы АГО, председатель комиссии Думы АГО по транспорту и ЖКХ Сергей Шарков и председатель Союза автоперевозчиков Евгений Баженов.
Повышения цены проезда на городском транспорте не избежать. Но большинство ангарчан его не почувствует
Как рассказала Василина Шунова, с 15 мая нынешнего года цена на проезд в городских автобусах повышается с 16 до 20 рублей. Избежать повышения не удалось – транспортники, по словам Сергея Шаркова, работали под угрозой разорения. Однако почувствуют на своем кошельке повышение цены немногие ангарчане.
По словам мэра АГО Сергея Петрова, не изменится стоимость проезда для школьников (сегодня она составляет 10 рублей). Как и раньше, бесплатно будут ездить ребятишки из многодетных семей. Плюс дополнительно право проезда по прежней цене – 16 рублей за одну поездку – получат все ангарчане-пенсионеры (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60), не имеющие никаких льгот. Смогут ездить дешевле и работники бюджетных учреждений, чья заработная плата сегодня составляет ниже прожиточного минимума. Этим сотрудникам оформят пластиковые проездные карты.
Василина Шунова дополнила: повышение цены коснется только автобусного транспорта. Муниципальное предприятие «Ангарский трамвай» цены повышать не планирует до конца года. Так что те граждане, которые не попадают в льготные категории и не нуждаются в социальной поддержке, но хотят сэкономить, могут ездить на трамвае по 16 рублей.
Понятно, что в кризис повышение цены – не самая популярная мера. Без спекуляций на ней (особенно в свете разворачивающейся кампании по выборам в Госдуму) вряд ли обойдется. Но достаточно взять в руки калькулятор, чтобы посчитать, какое количество людей реально ощутит на себе повышение цены.
На сегодня в Ангарске живет 234 тысячи человек. Как гласит отчет Министерства социального развития, опеки и попечительства региона, 77 тысяч из них имеют право на федеральные и региональные льготы. Отнимаем это количество от общего числа жителей. Еще 30 тысяч – дети школьного возраста. 25 тысяч – пенсионеры, не имеющие льгот. Около трех тысяч человек – бюджетники с крайне низким уровнем дохода. Отнимаем.
Остается 100 тысяч человек. Можно сказать, половина города. Но мы не учли еще кое-что. В Ангарске, по данным ГИБДД, зарегистрировано 105 тысяч единиц личного автотранспорта. Значит, люди ездят, к примеру, на работу на своей машине. Немало горожан ежедневно пользуется служебными автобусами. Поэтому тех, кто реально ощутит на своем кошельке повышение цены, не так уж много.
Количество дачных автобусов не сократится. Но для некоторых пассажиров проезд на дачу подорожает
Как рассказала Василина Шунова, с 1 мая отделом цен и тарифов на территории АГО установлена новая цена пассажиро-километра на пригородных перевозках. Теперь она составляет 2 рубля 36 копеек (на 40% выше, чем раньше).
Для обычных пассажиров (не льготников) проезд до садоводства «Утес», к примеру, будет стоить 31 рубль вместо 24, а до «Нивы» – 45 рублей вместо 34. Да, не очень приятно. Но опять же, по статистике, тех пассажиров, кто не имеет федеральных, региональных или городских льгот (за то, чтобы обычные пенсионеры ездили бесплатно, платит местный бюджет), немного. Большинство граждан этой категории добирается на дачу на личном автотранспорте. Тогда как основной контингент (до 90%) пассажиров дачных автобусов, что подтверждено ежегодным обследованием маршрутов, составляют льготники.
Но и у обычных граждан есть возможность сэкономить на проезде, если дача расположена по пути следования пригородных маршрутов: до Савватеевки, Одинска и Мегета. Цены на проезд в этих автобусах не изменятся.
Проезд на дачу для льготников будет бесплатным. И только по проездным установленного образца
Мэр подчеркнул, что он в курсе сложившейся сложной ситуации с льготными проездными билетами до дачных участков. Известно, что на сегодняшний день один из перевозчиков, обслуживающий сразу несколько дачных маршрутов, в категоричной форме отказался возить людей по проездным установленного образца. Возможно, льготников принуждают к замене билетов на проездные транспортного предприятия «Автоколонны 1951». К новому проездному билету полагается получить десять отрывных билетиков, которыми и ограничивается количество поездок.
Перевозчик, по словам Сергея Петрова, свое поведение оправдывает тем, что Министерство социального развития области оплачивает ему компенсацию только за 10 поездок. Вот пусть люди и ездят 10 раз. Не больше. Правомерно ли это?
Мэр сообщил, что накануне в правительстве Иркутской области состоялось совещание, в ходе которого министр соцразвития региона Владимир Родионов высказался однозначно, что никаких ограничений по количеству поездок для льготников быть не должно. «В случае возникновений ситуации по отказу в льготных перевозках на любых маршрутах администрация в течение дня запустит параллельные маршруты», – заявил Сергей Петров.
Мало того, сами проездные билеты неустановленного образца реализовывать запрещено. В министерстве особо подчеркнули: проездной билет должен иметь форму установленного образца. Администрация АГО направила письмо в прокуратуру о нарушении законодательства перевозчиком.
Так что всем гражданам, которые столкнулись с ограничением количества поездок или попыткой замены проездного билета, надо обязательно жаловаться в администрацию АГО. Сделать это можно в любое время по телефонам: 088 (Единая административно-диспетчерская служба) и 52-50-09.
«Дёшево» не значит «хорошо». Мэр Иркутска признал, что ситуация с автобусным сообщением в нашем городе лучше, чем в областном центре
Многие ангарчане постоянно приводят в пример Иркутск, сетуя на то, что в нашем городе цена на проезд выше, чем в областном центре. Но на самом деле так ли все хорошо в Иркутске? Сергей Петров рассказал, что недавно встречался со своим иркутским коллегой Дмитрием Бердниковым. И тот признал, что в Ангарске дела с транспортным сообщением обстоят лучше. Установленный в столице региона тариф – 15 рублей за одну поездку – привел к тому, что транспортники не могут покрыть свои убытки и уже обратились в городскую Думу с требованием о компенсации в размере 100 миллионов рублей. Сейчас этот вопрос рассматривается. Но найти такие деньги даже в бюджете Иркутска сложно.
В Ангарске транспорт пока старается окупать себя самостоятельно. Мало того, по словам мэра, наши автопредприятия проявляют социальную ответственность – не уходят в тень, платят налоги. Все эти средства попадают в бюджет и тратятся на благо города, например на тот же ремонт дорог.
Проблемы возникают только с откровенно убыточными маршрутами – №1 и №5, следующими до отдаленных микрорайонов. Но и эту ситуацию вскоре исправят. По словам Василины Шуновой, лоты на право осуществления перевозок на следующий год будут сформированы так, что убыточные, социальные маршруты будут добавлены к прибыльным. То есть выиграть такой лот перевозчик сможет только в комплексе.
Как говорит Евгений Баженов, сами перевозчики смотрят на это положительно. Так что решение проблемы убыточных маршрутов всего лишь вопрос времени.
Трамвай в Ангарске будет по-настоящему социальным транспортом
Немало сил прилагается к возрождению «Ангарского трамвая». Как рассказал мэр, этот транспорт в нашем городе должен сохраниться. И сейчас для этого делается все возможное. «Трамвай не должен быть убыточным хозяйством, постоянно черпая деньги из бюджета. Надо сделать все, для того чтобы он стал прибыльным», – такова позиция Сергея Петрова.
В первую очередь, предприятию очень помогла новая система учета проезда льготников. Если раньше трамвайщики получали за льготников по три тысячи рублей компенсации из области, то после введения ЭСПБ и электронного подсчета количества пассажиров стало очевидным – муниципальное предприятие возит гораздо больше граждан этой категории. Сегодня ежемесячная компенсация составляет около двух миллионов рублей. Подспорьем трамваю станет и то, что на проезд в нем не повышается цена. 16 рублей против 20 – весомый аргумент в пользу электротранспорта.
Также, по словам Василины Шуновой, вероятно, будут убраны два автобусных маршрута, дублирующих трамвайное сообщение.
После введения подобных мер, как уверен Сергей Петров, муниципальное предприятие должно выйти на новый – безубыточный – уровень хозяйствования.
•••
Ну а всем, кто недоволен повышением цен, Василина Шунова дает совет съездить в Иркутск и проехать на общественном транспорте. Разница, уверяет она, будет очевидна. Недавно сама начальник управления, по ее словам, проехала в областном центре на автобусе с деревянной дверью... Хотим ли мы ездить на таком же транспорте? Как говорит Сергей Шарков, амортизационный срок жизни автобуса, работающего каждый день, семь лет. Если эксплуатировать его без ремонта и замены запчастей – и того меньше. Нехватка денег у перевозчиков как раз и приводит к деревянным дверям, заваренным наглухо окнам, разодранным сиденьям, к неполадкам, которые опасны для жизни пассажиров. Вы готовы ездить на таких автобусах и возить на них своих детей? Задайте вопрос себе. И честно на него ответьте.