«С чем мне в жизни особенно повезло, так это с работой!» – с уверенностью говорит Евгения Кузьмина. У нее открытое красивое лицо и на удивление молодые глаза. Видно, что человек занимался любимым делом! Только в число отработанных ею лет трудно поверить, глядя на эту моложавую женщину.
За 46 лет, которые трудилась в библиотеке, она освоила почти все направления этой благородной деятельности. Была и библиографом, и методистом, и в отделе обработки трудилась. Но самые теплые воспоминания связаны у Евгении Петровны с теми 15 годами, которые она отдала нотно-музыкальному отделу Центральной городской библиотеки.
Как вспоминает Евгения Кузьмина, в библиотеку она попала случайно. Школу закончила на Урале, где служил отец, поехала с подругой поступать в Челябинск. Но Сибирь тогда гремела на всю страну – и, обманув родителей, девушки отправились в Иркутск. Хотела поступать на медицинский – не получилось. На Урал возвращаться не стала. Объявление о наборе на библиотечный факультет услышала по радио. В Ангарск приехала уже после окончания культпросветучилища, в 1966 году, и временно, как она думала, устроилась на работу в читальный зал центральной библиотеки. Позже заочно окончила институт культуры в Улан-Удэ.
Собственно говоря, до нее никакого нотно-музыкального отдела не было. Именно ее, начинающего библиотекаря, в один прекрасный день 1971 года вызвала к себе директор ЦГБ Надежда Захарова и сказала: «Женя, мы хотим открыть нотно-музыкальный отдел и доверить это дело тебе».
«Поначалу страшно было так, что от переживаний ночей не спала, – вспоминает Евгения Петровна. – Ведь это огромная ответственность!» Тогда в Приангарье был только один такой отдел — в Областной государственной универсальной научной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Наш стал вторым. В других городах нотно-музыкальные отделы открылись гораздо позже.
В Иркутск Евгения Кузьмина и поехала учиться. «Там меня встретили славные, добрые женщины, желающие мне помочь, специалисты высокого класса, – вспоминает Евгения Петровна. – Они учили меня шифровать книги, ноты, грампластинки, давали дельные советы. Стажировалась я месяц. Затем отправилась в самостоятельное плавание. Связалась с музыкальными издательствами «Искусство», «Музыка», «Советский композитор», с Апрелевской базой посылторга (единственная на тот момент организация Министерства торговли РСФСР, высылавшая грампластинки по индивидуальным заказам от граждан – авт.). Осваивала технику, которая была в отделе, училась делать магнитофонную запись, выписала периодику. Деньги в то время были — фонд быстро заполнялся литературой и пластинками».
Вскоре возникла серьезная проблема: стало не хватать места. Надо заметить, что до середины 80-х годов нотно-музыкальный размещался в одной из комнат библиотеки в 95 квартале (сегодня филиал №5 Ангарской централизованной библиотечной системы). Однако и сейчас, когда отдел занимает треть первого этажа дома №1 в 18 микрорайоне, этот вопрос остается актуальным.
Тогда по подсказке одного из читателей, Георгия Беличенко, работавшего на АЭМЗ, появились в отделе огромные металлические шкафы на рельсах, напоминающие сейфы и до сих пор возбуждающие любопытство посетителей. В них прекрасно разместились пластинки, для хранения которых обычные книжные стеллажи не годились.
Как человек, далекий от библиотечного труда, представляет себе работу библиотекаря? «Сидишь и читаешь книжки!» А ведь это дело очень непростое, кропотливое, требующее приложения большого количества времени и сил.
Вот как рассказывает о нем Евгения Петровна: «Книг, нот и грампластинок шло много, и все нужно было обрабатывать, вести каталоги и картотеки. А тут еще пошли читатели, нужно было открывать клуб молодых любителей музыки, налаживать с ним работу, организовывать музыкальные встречи, вечера и так далее. Поэтому Надежда Степановна разрешила два раза в неделю не открываться для читателей, а заниматься внутренней работой».
Но, несмотря на все трудности и ошибки, без которых, конечно, не обошлось, отдел, как считает Евгения Кузьмина, состоялся. Она и сейчас, бывает, заглянет сюда по старой памяти, чтобы сказать нынешним сотрудникам библиотеки и заведующей отделом Ирине Липатниковой несколько добрых слов, с радостью приветствует все перемены, которые здесь произошли.
– Хорошо, что в юности на медицинский не поступила, – улыбается Евгения Кузьмина, с 2004 года – заслуженный работник культуры Российской Федерации. – Можно сказать, повезло, а ведь ревмя тогда ревела! Зато потом на работу шла как на праздник, с удовольствием и улыбкой.
В этом году отделу искусств – как стал называться расширившийся нотно-музыкальный отдел ЦГБ при второй заведующей, Ольге Антоновской, – исполняется 45 лет. Здесь по-прежнему собираются члены клуба любителей искусства «Палитра», бывшего клуба любителей музыки «Скрипичный ключ». По данным, указанным на сайте централизованной библиотечной системы Ангарска, он только на год младше самого отдела.
Теперь здесь проводятся не только вечера с «живой» музыкой, но и встречи с художниками, театралами, танцорами. Эту традицию, заведенную Ольгой Антоновской, всецело поддержала ее преемница Елена Ленская. А с октября 2014 года, уже при Ирине Липатниковой, отдел искусств стал единственным в Приангарье виртуальным филиалом Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, что значительно расширило эстетические возможности ангарчан.