Автор герба Олег Ткаченко рассказывает историю создания главного символа города
Что за женщина изображена на гербе Ангарска? Есть ли у нее в жизни реальный прототип? Почему она в золотом одеянии? Кто хотел изменить герб и почему это ему не удалось? И почему в нашем городе много «неправильных» гербов? Об этом в дни празднования 65-летия Ангарска нашим читателям рассказал автор герба Олег Ткаченко.
«Меня многие в городе знают как художника, оформителя, дизайнера (было время – работал в группе промышленного эстетизма АЭХК), а вот факт авторства герба почему-то мало известен, – говорит Олег Ткаченко. – Но я заметил: чем больше проходит времени, тем сильнее становится интерес общественности к этой теме. Вот и накануне нынешнего юбилея опять довелось вспомнить историю двадцатилетней давности».
Действительно, эта история началась 20 лет назад. В 1996 году в городе был объявлен конкурс на создание герба Ангарска. К участию приглашались все желающие. «Про конкурс я знал, тогда многие говорили про герб, воспитанники художественных школ рисовали свои варианты, и профессиональные художники тоже. Но я поначалу и не думал участвовать в конкурсе. Герб – это ведь не картина, не дизайн-проект интерьера, его создают по определенным канонам, не зная которых и браться за дело не стоит. И вот однажды ко мне пришел заместитель главного врача МСЧ-28, почетный член-корреспондент Геральдического общества России Валентин Щукин. Пришел со своей идеей герба – нарисовать на нем бегущую по волнам женщину. Говорит: «Я знаю, что ты можешь это сделать!» Признаюсь, мне поначалу эта идея не понравилась – что-то из произведений морской романтики Грина. При чем тут Ангарск? Но Валентин Борисович настоял: «Попробуй!» Мы договорились, что вместе с его идеей я представлю на конкурс и свои варианты герба. Походил, подумал, представил, обложился специальной литературой и приступил к работе».
У Олега Ткаченко до сих пор хранится папка с рабочими материалами по гербу – множество карандашных набросков на тему бегущей по волнам. Судя по этим эскизам, знакомый теперь всем ангарчанам герб с летящей над водой девушкой мог выглядеть совсем иначе. Сперва леди в золотом была более худой и меньше ростом. А вот лицо с самого начала носило черты иркутской художницы, однокурсницы Олега Ткаченко. Зовут ее Марина. Фамилию автор не разглашает по этическим соображениям. Кстати, сама девушка потом узнала себя в бегущей по волнам и очень удивилась, что именно она послужила прототипом для герба. Красивые, правильные черты лица, изящные изгибы рук, тонкий стан тела – такой Олег Ткаченко увидел и нарисовал Ангару, бегущую по волнам от Байкала-батюшки и подарившую название городу нефтехимиков. Кроме главной фигуры нужно было разработать общую концепцию герба, на котором каждый элемент, его размеры, расположение и цвет имеет свое значение.
«Нельзя менять форму герба – это должен быть щит, на котором изображается все главное, чем славен город, – говорит Олег Михайлович. – Было бы ошибкой писать на гербе название города, хотя этим грешат многие авторы геральдической символики. Самое простое – изобразить символы городской промышленности – орудия труда. Некоторое время неофициальным гербом Ангарска считался рисунок с графическим изображением нефтяной установки. Но мне все это казалось банальным и неинтересным. Понятно, что многие молодые города, возникшие в послевоенный период, имели похожие «промышленные» гербы. И шпили тоже часто встречались. Позже, когда работы всех участников конкурса, были выставлены для ознакомления в Художественном фонде, я у многих видел варианты с ретортами, мастерками, колбами, шпилями. Люди думали и рисовали в одном направлении. Я тоже представил на суд жюри восемь своих работ. Среди них были идеи с колоннами Ангарских ворот, лодкой и веслом, деревом. А еще две сливающиеся реки, две бьющиеся друг о друга волны, над которыми помещен вензель – буква А как символ Ангарска, в которой тоже переплетаются две волны. Все просто – город родился в междуречье, на месте слияния двух рек – Ангары и Китоя. Этот вариант в комиссии рассматривали серьезно, однако в результате он был отклонен. Сочли, что волны больше похожи на морские, а мы же не морской город. И я согласился с доводом. Но этот вариант с точки зрения художественного исполнения мне самому очень нравится до сих пор».
Конечно, самым первым бегущую по волнам в исполнении Олега Ткаченко увидел Валентин Щукин. Работа ему очень понравилась. Будучи специалистом в геральдистике, он составил подробное описание герба: изумрудное поле щита символизирует цвет тайги, а лазоревые волны свидетельствуют о том, что город построен на берегу реки, на месте бушевавшей в прошлом сибирской тайги. Фигура бегущей молодой женщины – это символ красавицы Ангары из народного эпоса, давшей имя городу. Золотой цвет фигуры – это свидетельство богатства, высокого потенциала города. Надо ли говорить, что при обсуждении член конкурсного жюри Валентин Щукин был очень убедителен в защите именно этого варианта герба города, соавтором которого являлся сам?
Утвержденный на городском этапе герб поспешили объявить новым официальным символом Ангарска. Однако Олег Ткаченко продолжал работать над гербом, считая представленный вариант черновым. Именно в тот момент и закралась ошибка в процесс тиражирования ангарского герба. На какой-то из пресс-конференций журналисты сфотографировали эскиз Ткаченко и напечатали его. Горожане сразу же начали копировать этот герб с газетной страницы, размещая его на баннерах, логотипах. До сих пор на некоторых официальных документах администрации можно увидеть «неправильный» герб – на нем бегущая по волнам изображена с укороченным, опущенным полами вниз плащом. А на официально утвержденном и зарегистрированном в 1996 году Геральдическим советом при Президенте РФ гербе плащ девушки развевается вверх – это символ, напоминающий крыло богини победы Ники.
Укороченный плащ – не единственная неточность в изображении герба города. Дизайнеры нередко весьма вольно обращаются с оригиналами официальной символики. Кто-то из них на свое усмотрение выровнял чуть наклоненную вперед девушку, посчитав, что точно в центре щита она будет смотреться логичнее. Так бегущая по волнам стала стоящей на волнах. Придание симметрии лишило Ангару легкости, эффекта движения, полета.
Однажды над бегущей под волнам и вовсе нависла угроза «отставки». Случилось это во время правления в городе Евгения Канухина. Чем именно не понравилась ему красавица Ангара – неизвестно (по одной из версий, мэр захотел создать флаг Ангарска, отличный от герба), но в 2003 году он поручил своему заместителю Ирине Цыпенко направить запрос в Геральдический совет о возможности изменения герба города. Однако все оказалось не так просто. Герб утверждается в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге. Соответственно, там принимаются и остальные решения (в том числе и о флаге города). Геральдический совет при президенте РФ вопрос рассмотрел и порекомендовал остановиться на уже существующем варианте. У Олега Ткаченко хранится копия этого ответа: «Основой для флага должен стать герб города Ангарска, один из первых муниципальных гербов России, внесенных в государственный Геральдический реестр Российской Федерации и, безусловно, один из самых лучших гербов нашей страны с художественной и геральдической точки зрения». У мэра все претензии сразу отпали. А художник Ткаченко получил высочайшую оценку своей работе.
Ангарский герб по праву считается одним из самых красивых и узнаваемых символов российских городов. А ведь поначалу у его авторов были серьезные опасения по поводу того, насколько удачно и приемлемо в геральдике изображение человеческой фигуры. Чаще на гербах можно увидеть оружие славы, реальных и мифических животных. Всадник, пронзающий копьем черного змея, есть на гербе Москвы. Кстати, споры о том, изображен ли на нем Георгий Победоносец или другой герой, ведутся не один год!
«Лично мне очень симпатичен герб Иркутска – интересна и сама история с путаницей мифического зверя бабра с реально существующими бобром и тигром, и его изображение с соболем в зубах», – говорит Олег Ткаченко.
Что чувствует художник, встречая на каждом шагу в городе, на каждом плакате, открытке, спортивной форме свою бегущую по волнам, которая 29 апреля этого года отметила 20-летие? Заслуженную гордость! На самом деле ангарчане хорошо знакомы и с другими работами Олега Ткаченко – им разработан дизайн интерьера Музея часов, музея АЭХК, АНХК, цементно-горного комбината, ТЭЦ-10. Создано более 50 логотипов разных фирм и предприятий города, оформлены обложки шести книг ангарских авторов. Спроектированы и наполнены экспонатами десятки павильонов в «Сибэкспоцентре». Его стенды висят почти во всех школах города Ангарска. А вот организовать персональную выставку у Олега Ткаченко никак времени нет. Сейчас художник занялся сбором и оформлением собственных художественных работ – возможно, через некоторое время он все-таки покажет городу свои картины, графические и дизайнерские проекты.
В конце нашей беседы, состоявшейся за день до празднования 65-летия Ангарска, Олег Ткаченко сказал, что хотел бы изменить в облике нашего города: «Первым делом убрал бы то, что смотрится «как на корове седло». Это «странная» пристройка у Музея часов, которую сделали иркутяне. Не сказал бы спасибо автору так называемого ангарского дождевого такси на автозаправке – ангарчанка другая! Убрал бы все баннеры хотя бы с фасадов наших зданий – временное все это, суетное, непрофессиональное, давно выцветшее. А вот идея «Ангарского Арбата» очень нравится! Здорово, что она прижилась в городе. Хороших художников у нас немало, но многие не у дел, особенно девчонки. Их готовят, выстреливают, а выходят они никому не нужные. А так будут и себя проявлять, экспериментировать, открывать новое, и ангарчан радовать своим талантом».