Художественная документалистика – так можно сказать про эскпозицию зарисовок Геннадия Козлова, которая представлена в Музее минералов на Глинки. Она вошла в сборную выставку работ ангарских художников «Мой город», которая открылась в выставочном зале накануне празднования 65-летия Ангарска. Но, безусловно, не только заслуживает отдельной выставки и рассказа о ней, но и может стать основой для художественной галереи, посвященной истории нашего города. Ровно 100 небольших картин из семейной коллекции Козловых – в них сюжеты из жизни ангарчан 50-60-х годов прошлого века.
«Козлов – самобытный, признанный и действительно очень сильный художник, – говорит заведующая выставочным залом Ангарского городского музея Ольга Новокрещенных. – Геннадий Федорович ушел из жизни в 2010 году. Он остался с нами в своих работах – искренних, правдивых, тонко передающих миг, пойманный в раму картины. Ну а эти зарисовки-миниатюры являются отдельной страницей в его творчестве. Ангарчане видят их впервые. Дочь мастера, Елена Геннадьевна, специально к выставке оформила их в паспарту, объединив по содержанию и эпохе. Получилась замечательная художественная летопись первых лет жизни города».
Строящиеся высотки с устремленными в небо кранами, будни и праздники первостроителей, партсобрания в доме культуры, бурные воды Китоя по весне... Особенно много зарисовок посвящено центральной части города: площадь Ленина еще без памятника Ильичу, проспект Сталина со спешащими людьми и машинами, парк за дворцом культуры... В 50-х годах Геннадий Козлов преподавал в изостудии ДК «Нефтехимик», работал в творческих мастерских дворца, а потому многие зарисовки внутреннего дворика со знаменитой вазой на лестнице, вероятно, делал, глядя из окна своей рабочей комнаты или с балкона.
«Не знаю точно, какое значение сам Геннадий Федорович придавал этим зарисовкам, – говорит Ольга Иннокентьевна. – Могу предположить, что делал он их на бегу, схватив интересный сюжет или поддавшись настроению. Они никогда их не выставлял, не показывал публике. Но для нас сейчас они имеют огромное историческое и художественное значение. По ним можо проследить, как рос, ширился, менялся Ангарск. Некоторые посетители выставки узнавали свои дома, которые 50 лет назад только строились. Если вглядеться внимательнее, можно найти знакомые лица. Вот пара рабочих отдыхает на стройке, вот мужчины играют в шахматы во дворе своего дома, вот дети стоят на крыльце дворца культуры... Это все реальные ангарчане – наши бабушки и деды, родители, мы с вами... В этих этюдах нет пафоса. Козлов был правдив и прост в каждом штрихе! Документальная передача действительности через призму личного отношения к родному городу – очень теплого и доброго – так мастер работал над всеми своими полотнами: и большими, фундаментальными, и вот этими экспресс-зарисовками. Я очень рада, что в 65-летний юбилей города удалось показать их ангарчанам».