«Впечатлений вам!» – традиционно пожелал зрителям режиссер народного театра «Чудак» Александр Говорин 19 мая перед началом премьерного спектакля «Ипотека и Вера, мать ее...»
Название, мягко говоря, необычное — интригует, заставляет улыбаться, вызывает интерес и сразу дает понять: речь пойдет о нашей с вами жизни. «Современная драматургия», – поморщились любители Чехова и Вампилова.
И первый взгляд на сценическое оформление, выполненное художником театра Вячеславом Прошиным, подтвердил их впечатление. Фантики, обертки, этикетки от продуктов питания, коробки, детская коляска, погремушки, чайник, стремянка... Суета какая-то, бытовуха. В жизни нам этого, что ли, мало?
И вдруг сквозь обыденность, укрупненную сценической лупой, стали проглядывать нежные, беззащитные, трогательные ростки вечных тем: дружба (да еще настоящая женская!), любовь, ревность, стремление к мечте и первые неуклюжие шаги к ее воплощению, поиски веры. Правда, все с поправкой на ироничный 21 век.
Основным словом этого спектакля стало для меня — «неожиданность». Оно не сработало только в отношении молодых актеров «Чудака». Анастасия (?), (?), Евгений Семенов и Павел Мазуренко играли ожидаемо безупречно! Пашу в образе мигранта из ближнего зарубежья вообще не сразу узнала. Массовка — своеобразный хор — прекрасно дополняла партии главных героев.
Неожиданно интересной оказалась пьеса. При моем весьма настороженном отношении к современной драматургии здесь действительно был «особый нерв», как сказал Александр Говорин в своем вступительном слове. Автор наделил каждого из персонажей мечтой. У девушек весьма практичные запросы: у Веры — собственная квартира, у Кристины — карьера манекенщицы в столице. У мужчин все, как водится, сложнее: поездка в Америку к кумиру Стивену Сигалу и высокая ступень в рыцарском ордене.
Каждый из них проходит свой путь, открываясь и меняясь на глазах у зрителей. С развитием действия рыцарскими доспехами «обрастает» не только Ярослав Игоревич, но и Алик, заставляя задуматься — а вдруг он вовсе не отрицательный герой? И слезы на глазах Кристины в финале поднимают образ пустоголовой красотки на недосягаемую высоту.
Говорящие имена — отдельная история. Главное имя и слово здесь, конечно, «Вера». Герои не могут без нее, ищут ее, стремятся к ней, и хотя она всегда рядом, не узнают, покидают ее в своих поисках. Но сама Вера, как носительница ценностей, остается постоянной — в том же городе, на том же рабочем месте, с той же мечтой, в честь которой она назвала дочь Ипотекой, Ипочкой.
После увиденного заинтересовал автор — челябинский журналист Геннадий Григорьев, пишущий под псевдонимом Егор Черлак. Видимо, профессия не позволяла ему высказать все, что хотелось, поэтому в 2000 году он занялся драматургией, и весьма успешно. Написал более трех десятков пьес, финалист и лауреат множества литературных конкурсов, среди последних — победа в международном конкурсе «Лито Драма» в апреле 2016 года в номинации «Авангардная пьеса». Спектакли по его произведениям ставились во многих городах России, от Хабаровска до Москвы. Теперь к их списку присоединился и Ангарск.
Премьера стала замечательным подарком молодежного «Чудака» зрителям к дню рождения театра: 25 мая он отметил свое 62-летие. В этот день «ветераны» Наталья Андриенко, Наталья Васильева и Сергей Метелкин порадовали публику «Сиреной и Викторией». А тех, кто хотел бы посмотреть или пересмотреть «Ипотеку и Веру, мать ее...», театр приглашает к себе, в «одиннадцатую комнату» Дворца культуры «Нефтехимик», 16 июня, в 18.30.
Вероника Серёгина