Мы с женой являемся пенсионерами. Собрались продать частный дом в микрорайоне Китой, чтобы переехать жить к детям в Читу. Говорят, что без кадастрового паспорта наша сделка не состоится. Так ли это?
Сергей Коробцов
На этот вопрос мы попросили ответить инженера филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области Ирину Кондратьеву.
– Одним из самых востребованных документов, за которым заявители обращаются в филиал Кадастровой палаты по Иркутской области, является кадастровый паспорт. Зачастую жители нашего региона тратят свое время и деньги на то, чтобы получить данный документ, и не знают, что при совершении сделок с недвижимостью он не нужен.
Кадастровый паспорт – это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая уникальные характеристики объекта. Документ выдается при постановке недвижимости на кадастровый учет и действует до тех пор, пока содержащиеся в нем сведения об объекте не потеряют своей актуальности.
Многие задают следующий вопрос: обязательно ли обращаться в Кадастровую палату для замены кадастрового паспорта, если у объекта недвижимости изменились характеристики или собственником недвижимости стал другой человек?
В большинстве случаев в этом нет необходимости, ведь сегодня изменения в законодательстве направлены на то, чтобы упростить многие юридические процедуры в сфере недвижимости и минимизировать количество представляемых при этом документов. Так, согласно Федеральному закону № 210-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе требовать от граждан представления документов, которые могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия. В случае если кадастровый паспорт необходим для предоставления государственной или муниципальной услуги, органы власти обязаны запросить его самостоятельно. Межведомственное взаимодействие экономит время граждан и снимает с них определенное денежное бремя, ведь получение кадастрового паспорта стоит денег, а предоставление информации органам власти по межведомственным запросам осуществляется совершенно бесплатно.
Также заявителям стоит обратить внимание на то, что представление кадастрового паспорта не является необходимым при проведении ряда юридических процедур. С октября прошлого года изменения в законе обязали банки, страховые компании и нотариальные конторы самостоятельно получать в Кадастровой палате и Росреестре сведения из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причем сведения организации обязаны запрашивать только в электронной форме через Интернет, что значительно упрощает и ускоряет процесс получения информации.
Подготовила Дина Светлова