Белые одежды березы – именно они являются материалом, из которого выполнены все произведения искусства, представленные на выставке прикладного творчества в Художественном центре. Натуральная, теплая, солнечная, мягкая, гибкая, ажурная... И это все о ней – о бересте, которая в умелых руках мастеров превращается в туеса, корзинки, фляжки, сумки, украшения, игрушки, сувенирные куклы и даже картины! Экспозиция представляет работы четырех авторов – Веры Верхотуровой, Виктории Циглер, Вячеслава Федосеева и Василия Обыденного. На открытие выставки в Ангарск из Саянска смогла приехать только Вера Верхотурова. Вот о ее диковинных поделках мы и расскажем.
Почему именно в Саянске живут и работают лучшие мастера Приангарья по бересте, неведомо. Но факт остается фактом – там трудятся берестянщики-волшебники! И Вера Верхотурова выдающаяся из них! Хотя к бересте она пришла не сразу. По образованию она учитель черчения, художник, а по призванию – рукодельница. После окончания в 1979 году Иркутского училища искусств Вера Ивановна занималась резьбой по дереву. Делала дверцы для мебели, разделочные доски, гардины, рамы для зеркал. Работала в художественно-оформительской мастерской. Берестянщицей Вера Верхотурова стала в 90-е годы, когда ей предложили место руководителя секции прикладного творчества в саянском лицее.
Мастерица признается, что учиться художественной работе с берестой ей приходилось вместе с учениками. Наверное, лукавит, скромничает. С таким даром видеть и творить красоту нужно родиться! Кажется, ее талантливые руки могут сделать из ничего всё! Ну а уж из мягкой прочной бересты и вовсе получаются чудеса. Она является автором оригинальной техники вышивки по бересте. Далеко за пределами области известны ее необыкновенные «верхотуровские» куклы!
Откуда в учителе и художнике такая тяга к древнему ремеслу берестянщика? Родители Веры Верхотуровой были люди мастеровые. Мать Тамара Павловна, как водится у хороших хозяек, сама шила, вязала, вышивала. Дом всегда украшали всевозможные скатерти, салфетки. Узоры мама любила придумывать сама. Отец Иван Михайлович очень уважал дерево. Знал все его свойства, сам делал мебель, сам построил дачу. Вот от родителей, наверное, и переняла дочь чуткость к красоте и стремление создать что-то свое, новое, самобытное. Это другие пусть просто вышивают крестиком или гладью, а она изобретает свои стежки, например точечные – меньше миллиметра. Эта авторская техника уникальна, но мастер охотно делится секретами филигранной вышивки по бересте – проводит для всех желающих мастер-классы, рассказывает на выставках об особенностях своей работы.
Вот и в Ангарске она ответила на вопросы о том, как заготавливает бересту, как режет ее, как наносит узоры. Кстати, сейчас самое время для заготовки материала. В начале лета березы полны сока и легко расстаются с берестой. Как призналась Вера Ивановна, прежде чем приступать к работе, она всегда спрашивает у дерева разрешения на резьбу. Снимает бересту по всем правилам, максимально щадя кору, не повреждая следующий живой слой – зазелень, и тогда вскоре на березе появится новое белоснежное одеяние.
При обработке береста сохраняет свои свойства – остается мягкой, гибкой, прочной. На то, чтобы из подготовленного материала получилось произведение искусства, уходят месяцы, а то и годы работы. По словам Веры Ивановны, некоторые свои сувениры она выполняла больше трех лет! И дело не только в тонкой работе: на создание образа, характера героя уходит немало времени. Зато и кукол «верхотуровских» ни с какими другими не спутаешь – они озорные, нарядные, солнечные! Косы девочек заплетены сложным узором, одежды украшены вышивкой и жемчугами, глазки живые, улыбки – теплые. Ювелирная работа!
Дарья Тихонова