Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Лето – пора ремонтов. И не только дорог и тепловых сетей. Многие жители многоквартирных домов тоже стремятся превратить свои квадратные метры в уютные гнездышки. Освежить дизайн интерьера, ну или хотя бы побелить потолки. И если переклеить обои способен практически каждый из нас, то для более сложных работ (а тем более их комплекса) лучше нанимать специалистов. Телефоны хороших ремонтников переходят из рук в руки, а записываться к ним нужно за полгода вперед. Но как быть, если ремонт нужно сделать срочно?
Алёна Мустафина, жительница 22 микрорайона, обратилась за помощью к Интернету. Уж в соцсетях-то всегда можно найти и подсказку, и отзывы о фирме. Так она вышла на ООО «РСК «Титан». На фото фирма хвалилась просто волшебными интерьерами, выполненными силами ее работников. Такой рекламе сложно не поверить, и Алёна Игоревна позвонила по указанному телефону.
– Мне нужно было сделать полностью ремонт детской комнаты для сына. Площадь 16 квадратных метров. Мы переговорили с заместителем руководителя фирмы, обсудили фронт работ: монтаж сложного потолка со светильниками, замена покрытия полов, радиаторы отопления, нанесение венецианской штукатурки. Заключили 26 апреля договор, составили смету: вышло 73 380 рублей. Это без стоимости материалов. Я внесла предоплату в размере 50 тысяч рублей. В договоре прописали сроки работ с 7 по 18 мая. Пять дней форы я оставила себе: надо было успеть прибрать комнату после ремонта, чтобы в нее могли въехать мои родители на время ремонта их квартиры, – рассказывает молодая женщина.
Договор с прописанными обязанностями, правами и ответственностью сторон выглядел солидно. Приехавший на замеры прораб Андрей произвел на молодую женщину самое благоприятное впечатление, сказал ни о чем не беспокоиться, все, что от хозяйки требуется, – это только освободить помещение от мебели. Очарованная его обещаниями, Алёна Игоревна решилась на усложнение дизайн-проекта, попросив выложить одну из стен декоративным кирпичом. И спокойно стала ждать, как уже через две недели преобразится комната ее сына.
В назначенный день в комнате закипела работа. Алёну Игоревну возили по магазинам для выбора материала. Из-за поднявшейся во время работ пыли молодая женщина вместе с сыном вынуждена была переселиться к родителям. Оказалось, рано радовалась. Буквально через несколько дней работы резко затормозились.
– На 11 мая у меня был запланирована замена батареи. За день до этого слесарь пришел в пьяном виде и стал считать на калькуляторе сумму оплаты. Я очень удивилась, ведь деньги уже были заплачены. Стала звонить в офис. Уже оттуда слесарю перезвонили и велели немедленно уходить. После этого работы встали на три дня, – вспоминает Алёна Игоревна.
Только спустя некоторое время женщина узнала причину этого. «Прораб мне объяснял, что в ЖЭКе не могут отключить стояк. Когда мне надоели эти отговорки, я сама позвонила диспетчеру управляющей компании, и та мне рассказала, что фирма сама ежедневно заказывала, а потом отменяла отключение стояков. Видимо, все это время они просто не могли найти другого слесаря», – предполагает женщина. Она предлагада начать хотя бы другие работы, но ее попросили не вмешиваться в процесс.
13 мая ее терпение окончательно лопнуло, ведь согласно договору через пять дней у нее в квартире должен был быть полноценный ремонт, а на самом деле еще конь не валялся. Мустафина стала требовать расторжения договора и возврата ей денег за вычетом той суммы, на которую уже были сделаны работы. Молодая женщина показывает нам смс на телефоне от генерального директора фирмы, в которой тот пишет, что это можно сделать легко. «Нам неудобно работать так, чтобы указывали! Мы не рабы в первую очередь!»
Но ведь законное право клиента, тем более заплатившего деньги, контролировать процесс выполнения работ и получить в итоге тот результат, который хочется. Странная позиция для фирмы, особенно в период кризиса, когда работы у многих просто нет...
Дальше – хуже. Несмотря на ответ директора фирмы, работы в квартире у Мустафиной продолжились. Их последствиями стали две сожженные электророзетки и криво положенная до середины стены декоративная плитка. Из-за постоянного нервного перенапряжения у Мустафиной случился срыв, женщина потеряла сознание, к ней пришлось вызывать «скорую». Очнулась Алёна Игоревна в луже собственной крови, видимо, она у нее пошла носом из-за скачка давления. Дальше почти каждый день ей приходилось плакать от бессилия и невозможности хоть как-то повлиять на ситуацию. Как ее исправить, она не представляла, сроки поджимали, ремонт выполнялся через пень-колоду.
Кое-как дотерпев до окончания работ по договору и поняв, что продолжать дальнейшую войну с фирмой бессмысленно, Алёна Игоревна пришла за советом в редакцию. Мы порекомендовали ей обратиться в Роспотребнадзор, где юрист помогла женщине составить претензию и исковое заявление в суд. Узнав об этом, горе-ремонтники собрали свои инструменты и ушли.
Оставшись в квартире с ободранными стенами и потолком, Алёна Игоревна была вынуждена срочно искать людей, способных быстро и качественно доделать ремонт. За неделю, хотя многое пришлось переделывать, без нервотрепки и споров они сделали из комнаты конфетку.
С одной стороны, мы уже привыкли, что договор чаще всего используется для предъявления различным надзирающим инстанциям, которые, не выезжая на место, проводят документарные проверки. И нарушения таких договоров – это известная практика, которая уже почти не вызывает осуждения (ну, просто так получилось). Вот и в «Титане» вместо обозначенного в документе 18 мая почему-то за конечную точку считали 23 мая, когда Мустафиной уже нужно было обязательно въехать в отремонтированную комнату.
Обратились мы за комментарием и к противоположной стороне. Дмитрий Ширяев, директор ООО «РСК «Титан», рассказал нашей газете, что его фирма на рынке уже более 15 лет. За это время они заработали себе такую репутацию, что им доверяют работы на крупных объектах, а комнату Мустафиной они взяли чисто случайно.
– У нас мастера высокого уровня, а Алёна Игоревна мешала им работать своими советами. Мы не против, чтобы клиент контролировал ход ремонта, но не можем все время потакать ему. Все, что нам нужно от клиента, – электричество, вода и санузел. А все остальное пусть предоставят нашим заботам. Мы не боимся, что ваша статья повредит нашей репутации. Она наработана годами. У нас много благодарных клиентов, которые довольны нашими услугами.
Окончательную точку в этом споре теперь будет ставить Ангарский городской суд.
Кстати
Пока готовился материал, в редакцию поступило еще несколько звонков с жалобами на другие ангарские фирмы, которые не торопятся с выполнением взятых на себя по договору обязательств. Мы попросили ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в АМО дать ангарчанам советы, на что следует обращать внимание при заключении договоров, чтобы потом без лишних проблем суметь доказать свою правоту в суде.
1. Не стесняйтесь расспрашивать подрядчика. Согласно статье 732 ГК РФ подрядчик обязан до заключения договора представить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения, а также о привлечении к исполнению договора третьих лиц. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.
2. Заключайте договор! Он может быть в любой форме. Но лучше, конечно, это делать письменно. В договоре должно быть обязательно указано фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации). Документ подписывается всеми сторонами договора. Если же в процессе работы выяснится, что в договор нужно внести какие-то изменения, не поленитесь их также оформить в письменном виде, дополнительным соглашением, которое тоже должно быть подписано обеими сторонами.
По общему правилу договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, – это, собственно, сам предмет договора (содержание, объем и результат работ) и сроки, в которые подрядчик эти работы должен выполнить. Без указания этих данных договор подряда не будет считаться заключенным.
Содержание работ в договоре должно быть описано достаточно подробно, чтобы однозначно можно было бы сделать вывод о порученной подрядчику работе. Например, работы по ремонту квартиры – это обобщенное название комплекса различных видов работ. В связи с этим в тексте договора следует перечислить все виды работ, которые подлежат выполнению (выравнивание стен, проводка электрики, установка окон и т.п.).
Конкретный перечень работ может быть указан как в самом договоре, так и в отдельном приложении к нему (техническое задание, смета, тех. документация и т.п.) – при условии, что в этих приложениях будет ссылка на сам договор подряда. Также в приложениях к договору подряда обычно согласовывается объем работ. Можно прописать и сроки выполнения отдельных видов работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
3. Как платить за материалы. Статьей 704 ГК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. При этом подрядчик несет ответственность за плохое качество предоставленных им материалов и оборудования. Материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или по частям, с окончательным расчетом при приемке выполненной работы (ст.733 ГК РФ). При этом если за время проведения работ цены на материалы, предоставленные подрядчиком, изменились, то требовать перерасчета он не имеет права.
Если же работа выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала
4. Если работы выходят дороже, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Если новая цена не устраивает заказчика, то он вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать оплаты уже выполненной части работы. Если же подрядчик своевременно не предупредил заказчика о повышении цены, то требовать доплаты по окончании работ не имеет права.
5. Право на контроль. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (ст. 715 ГК РФ).
6. Задержка сроков. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик может отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Также заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков, но, если и это не поможет и работы все равно будут выполняться медленно, заказчик может отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, договором подряда могут быть предусмотрены различные штрафные санкции, пеня, неустойка за срыв сроков работ. Причем размер штрафов может исчисляться как в процентном отношении от суммы договора подряда, так и в других вариантах, о которых договорятся заказчик и подрядчик при заключении договора.
7. Пишем претензию. Если у заказчика в ходе выполнения работ имеются претензии к работе подрядчика, то необходимо уведомлять об этом подрядчика, желательно в письменной форме, выдвигая при этом четкие требования по устранению недостатков и срокам их устранения.
8. Приемка работ. Статьей 720 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику, и составить соответствующий акт.
Если же в процессе переговоров урегулировать спор не удалось, то заказчик имеет право обратиться в суд. В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то и по месту его жительства; а также по месту жительства или пребывания истца; месту заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.