Однажды мне довелось побывать на Новодевичьем кладбище в Москве. На одной из аллей кладбища покоится тело знаменитой защитницы Москвы Зои Космодемьянской, напротив стоит памятник ее брату Александру. Позже я узнал, что Александр, как и Зоя, является Героем Советского Союза, а «Золотую Звезду» героя он получил за взятие Берлина. Посмертно. Его объятый пламенем танк одним из первых ворвался в Берлин, но, несмотря на смертельную опасность, Александр Космодемьянский продолжал бой. В нашем городе живет человек, который так же, как и Александр, участвовал в битве за Берлин в составе Первой гвардейской танковой армии под командованием дважды Героя Советского Союза генерала-полковника Катукова.
Во второе воскресенье сентября российские танкисты отмечают свой воинский праздник. Поздравить с праздником кавалера трех боевых орденов и 18 медалей Александра Бегишева мы посчитали своим долгом.
Александр Семенович, несмотря на свои 84 года, выглядит достойно. Он сумел сохранить светлый ум, потрясающую память и тонкое чувство юмора. Наша беседа у него дома вместо предполагаемых пятнадцати минут затянулась на долгих три часа. Диапазон разговора простирался от его детства до современных военных технологий, применяемых в новейших танках Т-90.
– В первые годы войны я учился в железнодорожном училище на помощника машиниста тепловоза, – вспоминает Александр Семенович. – Получилось так, что нам с другом дали задание заполнить карточки на призывников, отбывающих в Омское танковое училище. Жили мы тогда на станции Иланской Красноярского края. В Омск должны были поехать четыре тракториста от нашего военкомата. Случилось так, что с соседней деревней связь оборвалась и двоих призывников известить не успели. По военному времени это было ЧП. Тогда прошел знаменитый фильм о танкистах с участием Николая Крючкова «Парень из нашего города», и мы с другом, овеянные романтикой этого фильма, обратились к военкому с просьбой направить нас вместо опоздавших. Военком вызвал отца. О чем-то побеседовал с ним и принял решение нашу просьбу удовлетворить.
– Какие специальности тогда осваивали в танковом училище и как долго готовили кадры для фронта?
– Чтобы подготовить танкиста, требовалось полгода. За это время курсант осваивал одну из пяти специальностей: механик-водитель, наводчик, радист-пулеметчик, заряжающий и командир танка. Это весь экипаж знаменитой «тридцатьчетверки».
– Получается, что экипаж Т-34 состоял из пяти человек. А почему же тогда в песне поется: «Три танкиста, три веселых друга – экипаж машины боевой…»?
– «Три веселых друга», – улыбается Александр Семенович, – служили на более ранних танках БТ-25 и БТ-7. Новый танк Т-34 постоянно совершенствовался, модернизировался, требовал новых подходов к технике. Мало кто знает, но тогда вместо танкового пулемета инженеры пробовали применять огнемет. На освоение нового вида вооружения требовалось время и узкие специалисты. Вот здесь наши пути с другом разошлись. Его оставили на переподготовку на огнемет, а мне командование части присвоило звание старшего сержанта и оставило в училище командиром отделения. Мне пришлось буквально упрашивать своего взводного, чтобы он походатайствовал о моей отправке на фронт. Наконец он махнул на меня рукой и меня начали готовить.
– Что означает «готовить» – разве вас еще не обучили премудростям танкового дела?
– Там же, в Омске, на машиностроительном заводе, выпускали новые Т-34. Перед отправкой на фронт нас обмундировали, скомплектовали экипаж и дали боевую машину. Прежде чем загнать танк на платформу, необходимо пройти техническое обслуживание машины, обкатку, пристрелку оружия и т.д. На специальном полигоне мы укрощали боевую машину.
– На какой фронт вы попали после окончания учебы в Омске?
– В апреле 1944 года нас отправили на Первый Украинский фронт, в Первую гвардейскую танковую бригаду под командованием генерала-полковника Катукова. Прибыли мы в район станции Залейщики Львовской области. Наши новенькие «тридцатьчетверки» передали в руки старых, более опытных танкистов, а нас определили в резервный батальон.
– Это что же получается – «дедовщина» в прифронтовой полосе?
– Наверное, можно сказать и так, – от души смеется бывший танкист. – Но больше это походило на фильм «В бой идут одни старики». В этом заключалась мудрость командования части. В ходе боев танки выходили из строя. Экипажи, которые оставались целы, направляли для получения новой техники. От них мы перенимали бесценный боевой опыт, который потом многим из нас помог выжить в страшных мясорубках. Долго отсиживаться в резервных батальонах нам не дали, и уже в июне я принял боевое крещение в районе населенного пункта Перемышль, находящегося на территории Западной Украины. Мы взяли его за два дня. Немцам в 1941 году, чтобы овладеть этим населенным пунктом, понадобилось 28 дней.
Затем была Львовско-Сандомирская операция, где в одном из боев – уже на территории Польши – наш танк был подбит. Пробоину получили незначительную: снаряд прошел по касательной, и через неделю танк восстановили.
– Ремонт и восстановление танков после боев экипаж производил своими силами?
– Частично. Если это не требовало трудоемких затрат. Кроме того, при каждой танковой бригаде существовал сборный пункт аварийных машин, так называемый СПАМ. СПАМ был оснащен необходимыми для ремонта техники механизмами, снабжен запчастями, укомплектован высококлассными специалистами. В СПАМе восстанавливали до 70 процентов танков. Такой службы в немецких частях не было. Наша «тридцатьчетверка» еще и потому считается лучшим танком Второй мировой войны, что в отличие от немецких «Тигров» ее легче было отремонтировать.
– Ну и в заключение не могу не спросить о битве за Берлин. Тогда, по некоторым официальным источникам, на улицах Берлина одновременно горело около 300 советских танков.
– В городе очень сложно использовать танк в качестве огневой поддержки. В условиях отсутствия маневра он превращался в удобную мишень. Кроме того, у фашистов в конце войны появились на вооружении кумулятивные снаряды ФАУ, что делало выполнение боевой задачи особенно трудным. В Берлинской операции мы потеряли двух членов своего экипажа. В столице фашистской Германии за три подбитых немецких танка я был удостоен ордена Отечественной войны I степени. Но больше всего я дорожу почетной грамотой, которую мне вручило командование Первой гвардейской танковой армии.
Я попросил Александра Семеновича показать эту грамоту. Пожелтевший от времени листок, на котором уверенным почерком написано: «Военный совет 1-й Гвардейской танковой армии отмечает Ваше героическое участие в исторических боях по овладению столицей немецкого империализма. И благодарит за личное мужество и самоотверженность. Подпись: командующий 1-й ГТА М. Катуков. Дата: Берлин, 9 мая 1945 года».