«Ну что, шпроты, поехали!» – наверное, так думают водители некоторых дачных автобусов, глядя на бедолаг-пассажиров, пытающихся утрамбоваться внутрь с сумками, инвентарем и первым урожаем.
Похоже, в этом году для дачников многочисленных «Калиновок» в Усольском районе мучения начались еще до начала огородных работ. Сначала руководство Автоколонны 1951 что-то мудрило с билетами. Потом директор этого предприятия Волокитина заявляла о своем «праве» ограничить часть дачников-пенсионеров десятью ежемесячными поездками. Потом было высаживание пенсионеров-льготников, которые получили законные проездные, утвержденные администрацией АГО. Но к середине мая вроде все утряслось и – поехали! Но как?!
Вот уже не первую неделю пассажиры, недовольные тем, что в этом году на архиреевских дачных маршрутах работают автобусы марки ПАЗ, атакуют жалобами транспортный отдел администрации АГО. В начале дачного сезона чиновники проинспектировали ситуацию – выехали в садоводства архиреевского направления, а также в «Сосновый Бор» в Усольском районе. Лично начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО Василина Шунова на встрече с недовольными садоводами сказала, что если одного транспортного средства будет не хватать, то перевозчиков обяжут в часы пик (вечер пятницы и вечер воскресенья, когда на дачу и с дачи едет много людей) выставлять сразу два автобуса.
Однако второй автобус перевозчик (словно в издевку) упрямо не выставляет. А люди по-прежнему не могут уехать ни на дачу, ни с дачи.
Пенсионерка Ирина Васильевна работает. На дачу в «Калиновку» ездит в пятницу вечером. Возвращается в воскресенье. По ее словам, порой вынуждена ждать автобусa больше часа. А все потому, что в тот ПАЗ, который приходит по расписанию, женщина просто не может войти. Бывает, что он и мимо остановок проезжает. Как в городе, так и за его пределами.
Один из читателей даже видеозапись в газету прислал – там видно, что автобус архиреевского направления на обратном пути в город спокойно проезжает три остановки, на которых его ждут люди.
И все же для чистоты эксперимента проверить, как люди ездят на дачу, мы решили сами. Воскресенье, 18.20. В Архиреевке в автобус марки ПАЗ (М831АК), принадлежащий Автоколоннe 1951, набивается приличное количество народа. Уже на конечной автобус практически полон. Даже сложно представить, как люди на других остановках садиться будут.
На «пятак» около «Калиновки» автобус приезжает в 18.35. Там скопилось немало людей. Часть народа трамбуется в переднюю дверь, одновременно рассчитываясь за проезд с водителем (кондукторов на этом направлении в автобусах нет, поэтому сесть можно только тогда, когда рассчитаешься, либо предъявишь проездной льготный билет). Мужчина, две женщины и маленькая девочка остались стоять на остановке.
«Да как он рулить будет, если у него уже ж... по земле скребет! – возмущается мужчина. – Расшибемся же. Лучше следующий подождать». Следующий прибудет только через час. Но на этой остановке можно хоть как-то время убить: рядом расположены магазины.
На следующей остановке переполненный ПАЗ берет троих человек. Двое – мужчина и женщина с сумками – остаются.
«Куда там лезть? Вся ягода в кашу превратится. Проще попутку поймать. Хоть и дороже намного», – сердито говорит несостоявшаяся пассажирка.
И правда – лезть некуда. Автобус уже слегка перекосило набок. Из окна с одной стороны торчит чья-то зелень. На следующей остановке садятся двое парней. Оба заходят через заднюю дверь. В переднюю уже просто не войти: там, простите, попы граждан чуть ли не на улице висят. Мужчина, женщина с собакой и мальчик вынуждены ждать следующего автобуса. Им места, увы, не хватило.
Как и шестерым рабочим на остановке «Ясачная». Мимо них (хотя мужчины усиленно махали руками) транспорт пронесся на всех парах. Еще двух женщин с трудом удалось затащить в заднюю дверь (в буквальном смысле слова их тянули изо всех сил пассажиры внутри салона) на выезде из Ясачной.
До города ПАЗ тащился черепашьим шагом. А уж как въезжал на виадук – вообще отдельная песня. Приплюснутые к окнам люди на 30-градусной жаре, похоже, чувствовали себя куда хуже, чем пресловутые шпроты в банке.
Почему же администрация не может заставить Автоколонну 1951 либо поставить на линию дополнительные автобусы, либо отправлять автобусы большой вместимости? В прошлом году на архиреевском направлении работали ЛиАЗы, в которые входит 110 человек. В этом году – ПАЗы, которые могут перевозить вдвое меньше. Куда деваться людям, которые стали «лишними»?
Мы посоветовали им в первую очередь пойти в транспортный отдел администрации АГО (он находится в здании бывших «Саян») и письменно изложить суть проблемы. Не смогли сесть в переполненный автобус? Автобус вообще проехал мимо остановки и не забрал пассажиров? Жалуйтесь! Запомните номер, время. Можно сфотографировать произошедшее на сотовый телефон.
Принимать меры, как считают дачники, надо незамедлительно. Ведь пока люди возят в город только ягоду да редиску. Как быть, когда пойдут более крупные овощи? Чем больше будет официальных жалоб (а не возмущений на остановках), тем быстрее власти воздействуют на нерадивого перевозчика.