По городу пошел слух – скоро трамваи по примеру автобусов будут ходить без кондукторов. Вроде как предприятие находится в такой финансовой яме, что содержать сотрудников не на что.
Спросить об этом мы решили начальника управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО Василину Шунову. По словам Василины Витальевны, часть слуха – чистая правда. Предприятие действительно находится в сложном материальном положении, и делается все возможное для сокращения издержек.
«Мы уже который год бьемся над тем, чтобы вывести «Ангарский трамвай» из убытков. Но пока тщетно. Ежегодно предприятие получает из бюджета многомиллионные дотации. То, что оно до сих пор еще на плаву, – заслуга профессионального менеджмента. Но все мы понимаем: деньгам, которые «съедает» трамвай, могли бы найти другое применение. На них мы можем еще не один километр дорог, к примеру, отремонтировать. Неужели городу не нужны дороги?!»
Бесспорно, нужны. Но и трамвай, который сегодня является самым доступным по цене видом транспорта (проезд стоит 16 рублей, а за поездку на автобусе берут 20 рублей), тоже нужен.
«Если мы хотим сохранить трамвай – нужна жесткая экономия», – уверена Василина Шунова. Экономию уже начали внедрять в жизнь. Так, для начала кондукторов лишили премиальных. В администрации уверяют – это не очень повлияло на размер заработной платы.
А вот сами кондуктора говорят обратное. Если с премией зарплата могла доходить до 15 тысяч рублей, то без нее люди получают «голый» оклад в размере минимальной заработной платы – 6300 рублей. Можно ли прожить на такие деньги? Конечно, нет.
Кондукторы начали увольняться с предприятия еще до сокращения. Набрать новый штат на такие ставки тоже вряд ли получится. Что же остается делать?
По мнению Василины Шуновой, рано или поздно трамвайщиков все же ждет переход к движению без кондукторов.
«Мы смогли приучить людей к тому, что кондуктор не нужен в автобусе. Скоро настанет очередь трамваев».
Однако первый же эксперимент по работе без кондукторов, проведенный не так давно, окончился неудачей. В вагонах на нескольких маршрутах, в которых был только один водитель, случилась настоящая неразбериха. Люди не могли понять, куда входить, откуда выходить и, главное, как оплачивать проезд. В результате большая часть пассажиров проехала «зайцами». Эксперимент признан неудачным. И полное сокращение кондукторов, которое действительно планировали организовать в ближайшее время, решили отложить.
Тем не менее отказываться от этой идеи ни администрация, ни руководство предприятия не собираются. Как говорит Василина Шунова, хорошим примером для Ангарска могут стать крупные города. В той же Москве в трамваях стоят турникеты, и люди оплачивают проезд по карте. Водитель практически не отвлекается на работу с «наличкой». Ведь население замотивировано именно покупкой карт. Например, в Москве проезд по карте стоит 30 рублей, а при наличном расчете заплатить придется 50 рублей. Что-то подобное, по мнению власти, надо ввести и у нас. Ведь ездят же по транспортным картам дети и старики-льготники.
Но даже на взгляд простого обывателя такая позиция не выдерживает критики. В Москве карты продают в киосках буквально на каждой остановке. А у нас киоски с остановок выжили. Ездить за проездными тем ангарчанам, у кого они есть, приходится в три пункта выдачи. Да, люди ездят, если речь идет о бесплатном проезде или проезде со скидкой на целый месяц. Но кто потащится на другой конец города за карточкой, к примеру, на пять поездок?!
Что же касается покупки полноценного проездного билета на трамвай, то его опять же мало кто будет брать. Чего греха таить – график движения трамваев у нас далеко не московский. Порой вагон приходится ждать по 40 минут. За это время человек десять раз может успеть на автобусе уехать. Тогда зачем ему проездной?
Да и ликвидация кондукторов, прямо скажем, не для Ангарска. Да, в автобусах людей приучили входить в переднюю дверь и оплачивать проезд, а выходить в заднюю. Но не стоит забывать, что сейчас по городу в принципе не ходят автобусы большой вместимости. Контролировать ситуацию с «зайцами» в маленьком ПАЗе водителю куда проще, чем в большом вагоне трамвая, в котором, кстати, не две, а три двери.
Хочется думать, что и в администрации тоже понимают все минусы такой экономии. Ставка слишком высока: предложенные меры могут как реанимировать предприятие, так и полностью столкнуть его в яму банкротства, оставив без пассажиров.
Василина Шунова предлагает провести опрос граждан по поводу того, нужен ли вообще городу трамвай. И если да, то на каких маршрутах.
А тем временем дела на предприятии идут все хуже. Как говорят сотрудники «Ангарского трамвая», в отпуска без содержания отправлены ночные ремонтные бригады (именно они латали еле живые вагоны перед выходом на линию), снижена зарплата у водителей.
Может, скоро и спрашивать мнение ангарчан не нужно будет?! Хотя зачем спрашивать, ведь власть и так знает, что люди думают. Из года в год жители города подтверждают: экологически чистый и социальный вид транспорта нам нужен. А в том, что он дотационный, ничего страшного нет. Не все в этой жизни измеряется бизнес-планом. Например, на те же дороги деньги тратятся без прибыли. Не приносят дивидендов вложения в организацию доступной среды для инвалидов, в культуру, спорт. Почему же трамвай должен остаться крайним?!