«Уважаемая редакция «Свечи»! Помогите разобраться в сложившейся ситуации. Недавно я переехал из старой части города в 13 микрорайон, подведомственный управляющей компании «ЖЭУ-6».
В доме, где я жил раньше, не был установлен общедомовой прибор учета, стоимость которого мы, жильцы, должны были компенсировать ПАО «Иркутскэнерго» (Действительно, в маленьких двухэтажных домах ОДПУ не устанавливается. – ред.). В новом доме прибор учета есть. Также ежемесячно приходит квитанция на оплату его установки. Но каково же было мое удивление (а я раньше работал слесарем контрольно-измерительных приборов), когда в расчетном листке с начислением оплаты за услуги ЖКХ я увидел строку «обслуживание ОДПУ». Стоит «удовольствие» 25 рублей 14 копеек ежемесячно. И это – с одной моей квартиры. С подъезда, где 20 квартир, выходит примерно 500 рублей. С дома, где 6 подъездов, – 3000. За что берут эти деньги? Как у человека разумного, у меня возникла мысль, что никакого обслуживания новому (!) прибору каждый месяц не требуется. Разве что пыль сдувать со стеклышка показаний учетных цифр! Да еще, может, пломбы проверять. Не возникает ни у жильцов, ни у советов домов рациональный вопрос: куда идут их деньги? А идут они, как я выяснил, не в ПАО «Иркутскэнерго», а в ЖЭУ-6.
Ради интереса не поленился и обошел известные мне управляющие компании: «Жилищное управление», «ЖилКом», «Наш дом» и ООО «Жилком». Ни в одной из этих компаний я не нашел такой услуги, как обслуживание ОДПУ.
С возникшим вопросом я записался на личный прием к председателю Думы АГО Александру Городскому. Но в назначенное время он на встречу не пришел.
А хотел-то я немногого – предложить администрации сформировать единый список платежей, которые имеют право взимать управляющие компании, и единый для всех образец платежной квитанции.
Ну и конечно, хочу, чтобы на мое письмо обратила внимание прокуратура и проверила законность взимания платы за указанную выше услугу».
Анатолий Потапов, пенсионер
Год назад, когда в городе стали устанавливать приборы ОДПУ, мы писали о том, что оплата технического обслуживания общего имущества многоквартирного жилого дома (к которому относятся и установленные теплосчетчики) возлагается на основании ст. 158 Жилищного кодекса РФ и п.п. 1.6 и 2.2.14 на собственников квартир.
Однако в законе не указано, кто должен обслуживать ОДПУ. Энергетики на основании Федерального закона №261 «Об энергосбережении» лишь устанавливают общедомовые счетчики. А вот работы по обслуживанию может выполнять кто угодно.
Обязательными считаются следующие работы:
• визуальный осмотр счетчика с целью выявления возможных неисправностей или повреждения пломб (1 раз в месяц),
• ремонт теплосчетчика (по необходимости),
• проверка герметичности (4 раза в год),
• профилактические работы, очистка датчиков от ржавчины (1 раз в год),
• съем данных со счетчика для предоставления в теплоснабжающую организацию (1 раз в месяц),
• распечатка данных для архива (1 раз в месяц),
• дистанционный контроль параметров потребления (2 раза в неделю в отопительный сезон),
• поверка прибора (1 раз в 4 года).
В принципе, все операции логичны. Что-то подобное мы делаем в своих квартирах, если установлены индивидуальные приборы учета. Правда, все, кроме поверки и ремонта, обходится бесплатно. А вот общий прибор, доступ к которому может иметь только слесарь управляющей компании или работник ресурсоснабжающей организации, – уже совсем другая история...
И уж совсем удивительным оказалось то, что в других компаниях, кроме ЖЭУ-6, такой статьи расходов, как обслуживание ОДПУ, нет. Мало того, как нам объяснили в одной управляющей компании, чтобы такую услугу оказывать и взимать за нее деньги, надо провести общие собрания и перезаключить договоры со всеми жильцами. Оговаривается также перечень работ по обслуживанию ОДПУ и цена работ.
3000 рублей в месяц с дома – это дорого? Возможно. Разберитесь, за что конкретно берут деньги. Собственники имеют право знать все о своих платежах.
Ну а платить за эту услугу или не платить – дело ваше. Но не забывайте: прибор учета – штука дорогая. И лучше будет, если кто-то возьмет на себя ответственность за его обслуживание.