Новый учебный год. Почему для одних детей он открывает двери в чудесную школьную страну, а для других становится началом непрекращающихся мучений и разочарований? Не спешите винить школу, подумайте – готов ли к ней ваш ребенок? А вы подготовились к тому, что ваше чадо сделало шаг во взрослую жизнь? Чтобы в первые недели учебы родители сделали минимум ошибок в общении с новым членом семьи – школьником, мы попросили психолога подросткового отделения ангарской поликлиники №2 Софью Пирог дать несколько подсказок папам и мамам.
Самый страшный первый раз
Первый класс – сложнейший период для ребенка. Желательно в это время исключить любые стрессы – например, отложить переезд. Школа, точно так же, как детский сад, начинается с адаптационного периода – причем это касается не только первоклассников, но и тех, кто уже знаком с прелестями и недостатками ученической жизни. После каникул сложно сразу включиться в эту систему. Первая заповедь для родителей: в адаптационный период внимание к детям, принятие их и понимание должно быть максимальным! Не требуйте невозможного, принимайте их такими, какие они есть, поддерживайте во всем.
Чтобы малыш шел в первый класс с радостью, важно не «заучить» его еще до школы. Сейчас некоторые дети к началу занятий в общеобразовательной школе уже устают учиться: с трех лет – английский язык, масса кружков по прикладному творчеству, с пяти – танцы... Пусть хотя бы в последний год перед школой ребенок попробует детство на вкус! Итак, разгружаем по максимуму. В первые недели или даже месяцы новой для ребенка жизни нужно также избавить его от всех дополнительных нагрузок: посещения кружков, секций, – особенно если там возникла конфликтная ситуация.
Пусть школа будет «безопасным пространством»
– Позаботьтесь о том, чтобы школа не была для ребенка «неизвестной землей». Первый класс не должен быть средоточием радужных надежд – это не детский сад. Ребенку нужно объяснить, что отныне у него появились обязанности, как у папы и мамы, определенное время, которое будет уходить на занятия. «Безопасным пространством» для ребенка сделает школу максимум информации о ней. От него не нужно скрывать, что отношения с одноклассниками могут сложиться не сразу, что будет период «притирания». Важно, чтобы малыш рассказывал о своих неудачах в общении, проговаривал свои эмоции, – можно попросить его: «Ты мне рассказывай об этом». А родители, в свою очередь, всегда должны быть готовы поддержать, дать совет. Ребенку важно знать, что он может на них положиться.
Необходимо объяснить, что такое школа, для чего она нужна, чем там можно заниматься и как много там интересного. В этом хорошими помощниками для родителей, отправляющих ребенка учиться, могут стать его старшие братья или сестры, друзья, имеющие положительный опыт общения со школой и готовые им поделиться. Прекрасная находка – игра в школу, во время которой малыш избавится от своих страхов и поймет, что от него потребуется, что нужно уметь. Если ваш ребенок не прошел через детский сад, желательно походить туда хотя бы в последний год перед школой, чтобы он получил представление о детском коллективе. Можно использовать для этой цели посещение кружков и секций.
Подключаем пап и дедушек!
Желательно, чтобы в первый класс ребенка водил папа. На маме остается опека, эмоциональная подготовка, а с папиной помощью первоклассник учится входить в социум, общаться с другими людьми. Мужчины четко знают, как нужно действовать, как реагировать и что сказать, могут дать конкретный совет, лишенный женских оценок. Мужчина по-другому объяснит, как поступить в той или иной ситуации. И тогда ребенку легче будет адаптироваться в новом коллективе. Мамы, поверьте: папам в этом отношении вполне можно доверять! Нужно просто «отпустить» к ним детей, тем более, что в 5-6 лет малыши переходят в «зону влияния» отца. Мальчики – насовсем, а девочки – чтобы вернуться в подростковом возрасте. Если в семье папы нет – что сегодня, к сожалению, встречается нередко – нужно подключать дедушку. Подойдут также старшие братья либо другие значимые для ребенка взрослые.
Делать уроки все равно что ездить на велосипеде
К приготовлению домашних заданий отнеситесь серьезно. В первые месяцы учебы на родителей ложится большая ответственность. Нельзя отпускать ребенка в «свободное плавание», но и строгий контроль – крайняя мера. Уроки как езда на двухколесном велосипеде. (Кстати, умение на нем ездить наряду со сменой молочных зубов – основные признаки того, что малыш готов к новому жизненному этапу.) Сначала выполняешь все задания вместе с ним – «держишь велосипед». Ребенок обязательно будет копировать то, что делал с родителями. Затем постепенно начинаешь «отпускать велосипед», но продолжаешь идти рядом. Если не отпускать ребенка, не доверять ему – он рискует остаться несамостоятельным до окончания школы, а может, и на всю жизнь. Если ребенок неаккуратен, настойчиво не старается выполнять задания, не нужно лишать его права получить свой собственный отрицательный опыт. Пусть учитель сделает ему замечание. Будет «двоечный» период, когда ваши сын или дочь перестанут оправдывать ваши ожидания. Но это именно ваши ожидания, дети к ним не имеют никакого отношения.
Организовать себя – трудная задача не только для детей
– С первых дней учебы ребенок должен соблюдать распорядок дня. Он позволяет правильно распределить в течение дня нагрузку на ученика. Очень важно, чтобы в этот период школьники гуляли не менее трех часов в день. К отдыху на свежем воздухе нужно добавить обязательную физическую нагрузку. Это основное правило для гиперактивных детей, которых сейчас очень много. Дозированная, организованная физическая нагрузка позволит такому ребенку «сбросить» лишнюю энергию, и он сможет сосредоточиться на уроках. Но надо сказать, что взрослые сами крайне неорганизованный народ. Им в первую очередь надо научиться успевать делать с ребенком все необходимое для школы и гулять с ним.
***
Самое важное для ребенка в нелегкий для него период привыкания к школе – надежный тыл. Если отношения в семье хорошие, папа и мама его поддерживают, у первоклассника хватит сил с честью выдержать это испытание, расти интеллектуально и физически. Если же ученик испытывает перед школой страх, тогда все вопросы к взрослым. Они должны разобраться в себе, понять, что не так в семье, раз ребенок боится вступать во взрослый мир.
В городской детской поликлинике c 9 до 21 ч. работает телефон доверия для детей: 8-902-5-695-540.