Бисероплетение – один из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства. «Золотым веком бисера» в России считается вторая половина XVIII и первая половина XIX веков. Самые разнообразные изделия творили из бисера, им вышивали платья и картины. Изделиями данной эпохи можно полюбоваться в музеях. Вторым периодом возрождения искусства были 30-50-е годы XX века, когда в моду вошли расшитые бисером сумочки и кошельки. Позже, уже в 60-е годы, благодаря движению хиппи широко популярны стали фенечки из ярких бусинок. Но интерес к бисеру не угас и по сей день. В Ангарске существует много всевозможных объединений, где люди занимаются этим видом творчества.
Одним из выдающихся мастеров вышивки бисером в Ангарске является Галина Хайдукова. Другие рукодельницы восхищаются её творчеством, черпают вдохновение из её творений и сравнивают ее работы с «глотком таёжного чистого воздуха». Помимо бисеро-плетения, которым Галина Геннадьевна занимается пять лет, в ее «рукодельном репертуаре» также есть потрясающие работы, выполненные гладью (салфетки) и крестом (картины).
Вышивкой Галина Геннадьевна начала заниматься в институте, затем был большой перерыв, и только сейчас свободное время она проводит за этим занятием. Галина Геннадьевна рассказала, что, когда вышивала салфетки, у неё зародилась мысль сделать их такое количество, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса! Сейчас в её «копилке» насчитывается 28 салфеток, вышитых гладью, около десятка картин, вышитых крестом, многочисленные работы, выполненные в технике бисероплетения (их можно увидеть на выставке в Музее часов), не ушло от её интереса и макраме. «Рукоделие очень успокаивает. Особенно когда грустно», – говорит Галина Геннадьевна. Она смотрит на меня, и становится понятно, что для неё оно – рукоделие – животворная сила. Пожалуй, именно поэтому в её творчестве появилось духовное направление – вышивка бисером икон.
Об этом занятии Галина Хайдукова говорит так: «Это прикосновение к святому». Для сотворения икон есть свои правила: лицо, части тела, атрибутика святых не вышиваются (печатное лицо). Всё остальное пространство иконы, включая одежду и нимб, заполняется, украшается бисером. При таком соблюдении правил вышивки и создаётся объём иконы, она оживает. Это, несомненно, кропотливая и трудоёмкая работа, примерно месяц уходит на каждую икону. Поражает выдержка Галины Геннадьевны и любовь к своему делу.
А начиналось всё так. Младшая сестра Галины Татьяна однажды привезла ей в подарок икону Казанской Богородицы, сделанную собственными руками. И Галина влюбилась в эту икону, решив, что ей тоже нужно попробовать. Сделала икону Николая Угодника, целителя. Потом на картинке увидела Ангела Хранителя, загорелась желанием вышить и его. Схему нашла с большим трудом, но с работой справилась очень быстро – чувствовала подъём, особую одухотворённость. Потом решила вышить Пантелеймона, спасающего от болезней.
Работы Галины Хайдуковой поражают изяществом техники. Некоторыми секретами мастерства она поделилась с нами:
– Я считаю, что прежде всего надо начать с изучения техник бисероплетения. Сейчас много литературы по этому вопросу. Их четыре типа: круговая французская, петельное плетение, игольчатое и параллельное плетение. При дальнейшем освоении плетения техники можно совмещать.
Начав с самых простых работ, Галина Геннадьевна совершенствовала своё мастерство. Её путь в декоративно-прикладном искусстве шёл от вышивки салфеток гладью до сложно выполненных бисерным плетением цветов – хрупких и нежных. Вдохновение она черпает у близких и родных, а уж упорства и терпения ей не занимать. В конце нашей беседы Галина Геннадьевна высказала пожелание, чтобы администрация города создала альбом с работами умельцев, участвующих в городских творческих выставках из года в год. Это стало бы замечательным подарком городу, ведь сохранило бы красоту, созданную руками ангарских мастеров декоративно-прикладного искусства.
Ирина Лобачёва