Маленькие ребятишки-дошколята всегда вызывают умиление у взрослых – забавные, смешные, непосредственные и легко управляемые. Однако для тех, кто общается с ними чаще и ближе, к примеру для воспитателей детских садов, эти ангелочки часто раскрываются с совершенно иной стороны...
Бей врага!
Теплый летний день. Группа детсадовцев в полном составе отправляется на прогулку. Часть малышей окружили воспитателя и слушают ее рассказ, другие мирно играют. Все хорошо, все довольны. Но идиллия неожиданно прерывается: вдруг раздается истошный крик – мальчик лет четырех, до этого спокойно игравший в песочнице, хватает палку и бежит с ней, рассекая сначала воздух, а затем все, что встречается на пути. В итоге достается и ребятам, и воспитателю. Ничего не скажешь – детский боевик в ангарском варианте.
На замечания «герой» не реагирует, он словно не слышит никого, для такого поведения у него есть свои мотивы, понятные только ему. Оказалось, ребенок представил себя солдатом, который ничего и никого не боится и без труда побеждает «врагов», на роли которых он выбрал детей и воспитателя.
Надо заметить, что особой неприязни до этого он к ним не испытывал, в других ситуациях это обаятельный, бесконфликтный мальчик. Мама Вадика (имя мальчика из этических соображений изменено) не видит в действиях сына ничего особенного: «Я и муж общаемся с ним как со взрослым. Если слишком непослушен, можем наказать, поставить в угол или побеседовать, при этом он всегда просит прощения. А как оригинально рассуждать умеет Вадюша, прямо маленький философ! Да, иногда с ним бывает сложно, но в его возрасте такое скорее норма, чем исключение».
Мнение воспитателя группы, которую посещает Вадик: «Действительно, рассуждать мальчик любит и прощения, в отличие от других ребят, часто просит. Однако, автоматически произнося слова извинения, Вадик вряд ли что-то испытывает в этот момент. По крайней мере, его поведение не меняется. Ребенок всячески старается привлечь к себе внимание, агрессивно демонстрируя свое превосходство над всеми, словно весь окружающий мир создан для удовлетворения исключительно его потребностей».
Агрессия в коллективе
Стоит отметить, что, по мнению практикующих детских психологов, в детских учреждениях Ангарска в последние годы наблюдается тенденция: при достаточно высоком интеллекте, у многих детсадовцев присутствует немотивированная агрессия в поведении и низкий уровень произвольности, то есть умения подчинять свои желания коллективным правилам.
Чаще всего родители, обратившись к психологу по рекомендации воспитателей, недоумевают: с какой целью их направили? Ну, играет ребенок, не слушается, капризничает... Неужели это такая большая проблема? Но ведь мамы и папы в течение дня не видят своего сына (дочку) во время его агрессивного общения со сверстниками, поэтому неуправляемость своего ребенка они принимают за обычную шалость.
Каждый родитель хочет видеть свое чадо успешным, но успешный человек – это гармонично развитый человек. А это означает единство развития интеллектуальной, эмоциональной и физической сфер личности. Если же развивается только одна из сфер (например, интеллект высокий, а волевые процессы не сформированы, как у Вадика, родители которого считают, что ребенок вырастет и доберет упущенное самостоятельно), то с большой долей вероятности можно сказать, что прогнозы на будущее ребенка неутешительны. Сложности взаимоотношений в детском саду, школе, институте, а затем и в профессиональной деятельности просто неизбежны.
Во взрослой жизни на разные события такой человек реагирует одинаково: «Мне и только мне все дозволено!» Но, как только условия меняются и исчезает объективная возможность получать желаемое, быть первым, быть на виду, а другой модели поведения нет, начинается дистресс, приводящий к агрессивному поведению со всеми вытекающими последствиями.
Здесь два варианта. Агрессия, идущая вовне: «Все виноваты в том, что со мной происходит» (довольно часто в первую очередь это уже пожилые родители), ломка стереотипов, что крайне болезненно во взрослом варианте. Или аутоагрессия (агрессия на себя), а как следствие – суицидальное поведение.
Причины поведения и способы разрешения ситуации
Не стоит умиляться, когда трехлетняя малышка безапелляционно заявляет отцу: «Я говорю, а ты меня слушай!» И чуть позже она же застывает посреди магазина с требованием достать выставочную куклу, на все уговоры и объяснения упрямо твердит: «Это вам куклу не дадут, а мне, Танечке, дадут ее обязательно!»
В три года еще не поздно (хотя это уже не воспитание, а перевоспитание) помочь ребенку развить модели поведения и способы реагирования в различных ситуациях, отвечать адекватно на внешние изменения при помощи игровых моментов, переключения, твердой системы запретов и т.д.
Детские психиатры нашего медико-психологического центра считают, что одной из главных причин расстройства поведения детей дошколят может быть патология родов (травмы, асфиксия, осложненные ранние и поздние токсикозы, инфекционные заболевания женщины во время беременности и другое).
Воспитательные меры таким детям чаще всего не помогают, в этих случаях необходима медикаментозная коррекция поведения. И чем раньше родители это поймут и примут меры, тем быстрее они получат положительный результат.
К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям воспитателей, психологов детских учреждений, считая, что проблема надуманна, а если и существует, то не так уж страшна. Дескать, они сами в детстве были сорвиголова, и ничего – с годами все прошло. Но, успокаивая себя такими примерами, многие мамы и папы не понимают, что упускают драгоценное время и лишь усугубляют проблему своего любимого ребенка.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог АМПЦ