Вечером 15 июля на углу Ленинградского проспекта и улицы Рыночной творилось что-то совершенно непривычное для Ангарска и его обитателей. На выставленных на улицу стульях и скамейках сидела публика, а прямо перед ними, «спиной» к проезжей части, шло театральное представление. Как полагается – с актерами, декорациями и даже кулисами. У пассажиров и водителей проезжавших мимо автомобилей головы сами собой поворачивались в направлении импровизированной сцены, а пешеходы спешили перейти дорогу, чтобы понять, что же здесь происходит.
Ничего удивительного, если принять во внимание, что по соседству, в 15 доме 212 квартала, располагается театр «Факел», заслуженный коллектив народного творчества РФ, руководит которым заслуженный работник культуры России Александр Кононов. Это значит, здесь возможно все!
Да и нет ничего сверхъестественного в вынесении театрального представления на улицу. В Европе, например, это давно не в диковинку. Как, впрочем, и на байкальском острове Ольхон, где каждый год в последнюю декаду июля ангарский «Факел» собирает друзей-единомышленников со всего мира для участия в Международном фестивале любительских театров «Сибирская рампа».
Сейчас в помещении театра идет ремонт, отдельные сцены новой постановки, которую «Факел» повез на Ольхон, репетировали в комнате, любезно предоставленной администрацией детской художественной школы №2, с которой театр делит здание. Поэтому «прогнать» спектакль оказалось негде. Вот и пришлось генеральную репетицию пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» проводить на пленере.
Словно кусочек ольхонского фестиваля на ангарском асфальте! Ведь, как правило, спектакли «Сибирской рампы» проходят под открытым небом, в самых порой непредсказуемых местах острова. Там «бродячими» становятся не только артисты, но и зрители. Совсем по-ольхонски в сценическом пространстве оказались и две местные собаки!
«Прошлым летом в Чулимске» идеально вписался в новый проект театра «Факел» – «Спектакли во дворах». Придумать его театр вынудил тот же ремонт, но, как оказалось, это интересно актерам и нравится зрителям.
Творчество Александра Вампилова в преддверии 80-летнего юбилея писателя и драматурга станет в этом году главной темой ольхонского фестиваля. Может быть, именно там, в тесной полутысячной компании актеров-любителей, двух десятков режиссеров и восьми титулованных театральных педагогов из Москвы, многоплановые пьесы нашего удивительного земляка получат достойную расшифровку?
В подаче Александра Кононова пьеса «Прошлым летом в Чулимске», рассказывающая, на первый взгляд, о самом обиходном деревенском случае, пустяковом с точки зрения мировой революции, претендует на обладание рецептом гармоничного, «праведного» существования человека в мире.
Я не буду сейчас говорить об игре актеров – это тема осенней публикации: премьеры спектакля «Прошлым летом в Чулимске» следует, по всей видимости, ждать в начале нового театрального сезона. Скажу только, что работа сделана на высоком профессиональном уровне. Душу словно ершиком прочистили и заставили задуматься над тем, что же мы порой делаем со своей жизнью. И почему так сложно ответить на вопрос, заданный в другой вампиловской пьесе, «Утиная охота»: «А если тебе не нравится твоя жизнь, ну и отлично, живи по-другому, кто тебе мешает?»
На редкость символичными в постановке театра «Факел» становятся действия главной героини Валентины, изо дня в день, вопреки бедам и разочарованиям, продолжающей чинить ограду палисадника и поправлять болтающуюся на одной косой петле калитку. Ни дать ни взять – попытки истинной культуры пробиться сквозь асфальт кризисной экономики… Напрасный труд? Но «ведь если махнуть на это рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник»…
Вероника Серёгина