Итоги пилотного проекта «Электронная социальная транспортная карта» подвели в пятницу, 22 июля, в Министерстве социального развития Иркутской области. Встретились с журналистами со всей области и рассказали все об ангарском проекте (плюсы, минусы, проблемы) министр социального развития, опеки и попечительства региона Владимир Родионов, его заместитель Светлана Иевлева, директор АО «УЭК» Виктор Григоров, первый заместитель мэра Ангарского городского округа Михаил Головков и депутат Думы АГО Сергей Шарков.
Как напомнил собравшимся Владимир Родионов, проект «ЭСПБ», по которому все льготники Ангарска получили электронные транспортные карты, начался благодаря распоряжению губернатора Сергея Левченко и соответствующему постановлению председателя правительства региона Руслана Болотова. Решение провести пилотный проект на территории нашего города легко объяснить – в других муниципалитетах транспорт не оборудован необходимой электронной аппаратурой. Тринадцать категорий ангарских льготников получили единый электронный проездной билет, который выдавала специально созданная для этого областная структура – ООО «УЭК». Таким образом, предприниматели-перевозчики были полностью отстранены от реализации льготных проездных билетов, и их выдача стала совершенно прозрачной, что позволило исключить любые махинации в интересах перевозчиков. По словам Владимира Родионова, за полгода работы пилотный проект в Ангарске показал себя хорошо. И теперь по нашему примеру ЭСПБ появятся и в других городах области. Система уже работает в Усолье-Сибирском, начато ее внедрение в Шелехове, идут переговоры с Братском, на очереди Иркутск.
Однако, несмотря на общие плюсы, пилотный проект в Ангарске имел и проблемы, некоторые из которых не решены до сих пор. О том, что делается для того, чтобы избавиться от недочетов, журналисты расспросили ответственных за проект лиц. Разумеется, больше всех вопросов задали представители ангарских СМИ – ведь масштабный эксперимент проводился в нашем городе.
– Карты выдавались в большой спешке. Пунктов выдачи было мало. Пожилые люди жаловались на то, что не могут стоять в огромных очередях. Сколько льготников отказались от получения карт из-за очередей?
Михаил Головков:
– Администрация АГО организовала 12 пунктов выдачи карт. Да, очереди были. Ведь на выдачу ЭСПБ у нас было фактически всего две недели. Потом ситуация нормализовалась. Сейчас работают три пункта выдачи. Очередей нет.
Владимир Родионов:
– В 2015 году, когда перевозчики приносили людям карты на дом, в Ангарске реализовывалось 33 тысячи 852 льготных проездных билета. В 2016 году в рамках пилотного проекта было выдано 26 тысяч 976 транспортных карт. Число проездных снизилось, но несущественно. Мы списываем это не на то, что люди отказались от карт, а на то, что в прошлые годы все же были злоупотребления со стороны недобросовестных перевозчиков.
– Можно сказать о том, что один ангарский перевозчик, возглавляющий предприятие, на которое сейчас заведено уголовное дело, как раз и давал тот самый «прирост»?
Светлана Иевлева:
– Мы не исключаем этого. Однако окончательный вердикт вынесет суд. По заявлению министерства на одного из ангарских перевозчиков заведено уголовное дело. Сейчас идут следственные действия. Насколько нам известно, следствию надо опросить еще около 2000 граждан, которые могут иметь отношение к незаконной реализации проездных билетов.
– ЭСПБ показали, сколько поездок в месяц на самом деле совершают старики. Понятно, что для них все поездки бесплатны. А для бюджета?
Виктор Григоров:
– Мы увидели, что люди пользуются проездными сезонно. В январе все ангарские льготники получили 21 тысячу 36 проездных, а, к примеру, в июне – 19 тысяч 146. А если считать именно количество поездок по каждому человеку отдельно, то в январе льготник проехал на транспорте в среднем 32 раза, в марте – 40 раз, а в июне – 37. Но это среднее арифметическое. Есть те, кто ездит меньше, а есть вообще вопиющие случаи. Например, один льготник за месяц совершил 868 поездок!
Владимир Родионов:
– Мы были вынуждены навести справки по своему ведомству. Выяснилось, что этот человек – инвалид по психическому заболеванию. Для него проезд бесплатный. Но понятно, что оплатить такое количество поездок перевозчику Министерство социального развития, опеки и попечительства не в силах.
Сейчас оплата из бюджета ведется из расчета 30 поездок на одного льготника. И платим мы не за все 30 оптом, как это было раньше, а только за те поездки, которые человек реально совершил.
Пилотный проект позволил министерству значительно сэкономить бюджет. Так, вместо 65 миллионов рублей в 2015 году за тот же период ангарские транспортники получили в качестве компенсации за перевозку льготников 23 миллиона рублей.
Тем не менее это не окончательная сумма, поскольку по отдельным компенсациям перевозчики вышли в суд с исками. Если суд примет решение в их пользу, будем возмещать деньги дополнительно.
(Интересно, что у ангарских транспортников, подавших в суд, насчет экономии свое мнение. Простые расчеты показывают следующее: за шесть месяцев 2016 года ангарские льготники, по данным АО «УЭК», совершили 4 миллиона 481 тысячу поездок, за которые перевозчики не взяли с них провозную плату. В деньгах это будет 71 миллион 696 тысяч рублей. Выходит, что перевозчики оказали услугу в полном объеме, но более 48 миллионов рублей областные власти им просто не выплатили, назвав такой шаг «экономией». Именно для того, чтобы доказать свою правоту, транспортники и вышли в суд.)
– Один из больных вопросов – проезд ветеранов Великой Отечественной войны. Он не решен до сих пор. Дело в том, что до 2016 года фронтовики (а их в Ангарске осталось 142 человека) ездили бесплатно. С выдачей ЭСПБ им, как и всем остальным льготникам, пришлось класть на пластиковую карту 150 рублей ежемесячно. Это настоящий позор. Фронтовикам планируется вернуть бесплатный проезд?
Светлана Иевлева:
– В Постановление №521 требуется внести изменения, связанные с проездом ветеранов Великой Отечественной войны. Это наше упущение, и оно обязательно будет устранено.
Сергей Шарков:
– В Ангарске с 2005 года фронтовики на всех видах транспорта ездили только бесплатно. С начала 2016 года во время пилотного проекта они вместе со всеми попали в эксперимент и стали ездить в строгом соответствии с Постановлением №521. Это было необходимо для полной чистоты пилотного проекта. Но с 1 июля ЭСПБ больше не является экспериментом. И Союз автоперевозчиков Ангарска снова будет возить фронтовиков бесплатно. Никаких 150 рублей из своих ЕДВ им больше платить не нужно.
Владимир Родионов:
– Мы по всей области отменим плату за проезд ветеранов Великой Отечественной. Мы знаем этих людей пофамильно. И ни в Иркутске, ни в Ангарске, ни в Братске после внесения изменений в постановление никто из них платить за проезд не будет.
– До сих пор не решен вопрос с проездом сопровождающих для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов. Эти люди вынуждены платить за себя, даже если едут вместе с инвалидом. Хотя по закону им положена льгота – проезд вместе с инвалидом бесплатно. Как-то планируется эту проблему решать?
Владимир Родионов:
– На прошлой неделе мы обсуждали вопрос о сопровождающих лицах с заместителем прокурора Иркутской области. Действительно, на сегодняшний день такой льготы, как бесплатный проезд, у сопровождающих нет. Они имеют право на проезд совместно с инвалидом. Но как выдать сопровождающему индивидуальный проездной? Ведь сегодня ребенка-инвалида может везти, к примеру, мама, а завтра папа. А ЭСПБ имеет личные данные, фото владельца. И выдается только на конкретного человека. Сейчас мы думаем, как в отношении сопровождающих решить проблему, как прописать их в законе.
– Шла речь о том, чтобы льготники пользовались ЭСПБ не только в городе, но и на дачных, пригородных маршрутах. Но текущим летом в Ангарске осуществить это не удалось. Людям пришлось получать дополнительные билеты на дачи, снова стоять в очередях. В следующем году решите проблему?
Владимир Родионов:
– Когда задумывался проект ЭСПБ, мы хотели, чтобы в одной карте было сосредоточено все: проезд по городу, на дачу, на пригородных и даже междугородных маршрутах в пределах области. Это было бы очень удобно льготникам. Но пока технически это сложно осуществить.
Виктор Григоров:
– Для того чтобы люди могли пользоваться ЭСПБ при поездках на дачу, требуется техническая доработка. Ведь на дачных и пригородных перевозках есть такое понятие, как зональность. Проезд стоит по-разному. Разный километраж. Это для льготника проезд бесплатный. А перевозчику мы должны компенсировать проезд до конкретной точки. Сейчас думаем, как это сделать. Но в следующем году, надеемся, люди уже будут пользоваться одним проездным.
– Что в целом показал проект?
Михаил Головков:
– В Ангарске он показал весьма неплохие результаты. Например, наше муниципальное предприятие «Ангарский трамвай», которое раньше не получало никаких денег за перевозку льготников, потому что было отстранено частниками от продажи билетов, сейчас получает деньги за реально провезенных пассажиров – около 2 миллионов рублей в месяц. Это несомненный плюс.
Владимир Родионов:
– Ангарск стал «пилотом» нашей территории, показавшим, что перевозки можно сделать полностью прозрачными. Это помогло сэкономить бюджетные деньги. Так что теперь (после устранения проблемных моментов, конечно) электронные проездные билеты мы будем вводить во всех крупных городах области.