Выездная налоговая проверка позволяет проверять правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налогов и сборов, привлекать виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений и предупреждать такие нарушения. Федеральной налоговой службой разработана и утверждена концепция планирования выездных налоговых проверок. В последние годы налоговые органы при проведении контрольной работы делают акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и контроль, основанный на критериях риска. Общедоступные критерии позволяют налогоплательщикам самостоятельно оценивать свою деятельность и определять возможность проведения у них выездной налоговой проверки.
ИФНС России по г. Ангарску в ходе выездных контрольных мероприятий в прошлом году проверено 17 юридических лиц, три индивидуальных предпринимателя и одно физическое лицо. Общая сумма доначислений составила 292 млн рублей.
Как пояснила начальник инспекции Наталья Азюк, в случае неуплаты налогоплательщиком доначисленных сумм материалы проверки передаются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что является основанием для взыскания с должностных лиц организации ущерба, причиненного преступлением в виде неуплаты налогов.
Так, инспекцией в 2015 г. в следственные органы направлены материалы выездной проверки в отношении организации, не исчислившей и не уплатившей в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента при приобретении нежилого здания у администрации Ангарского муниципального образования в размере 9,7 млн рублей. Поскольку организация добровольно не уплатила налог, материалы проверки были переданы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199.1 УК РФ. После возбуждения уголовного дела доначисленная сумма в этом году была уплачена полностью, что послужило основанием для прекращения уголовного дела.
По результатам налоговой проверки виновным лицом может быть признан и руководитель организации. Так, например, инспекцией в следственные органы направлялись материалы выездных налоговых проверок в отношении двух организаций, неправомерно включивших в затраты по налогу на прибыль, а также в состав налоговых вычетов суммы НДС в отношении поставщиков, имеющих признаки фирм-однодневок, что привело к неуплате налогов. В связи с этим начислены пени и штрафы. Общие доначисления составили более 13 млн рублей. Поскольку организации добровольно не уплатили сумму доначислений, материалы проверок переданы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, а прокурор г. Ангарска предъявил исковые заявления в Ангарский городской суд о взыскании с руководителей организаций ущерба, причиненного преступлением. Определением Иркутского областного суда требования прокурора удовлетворены.
Екатерина Хрусталёва