Министерство соцразвития не платит перевозчикам. Поэтому они больше не могут возить льготников
С понедельника телефон редакции буквально разрывался от звонков. Это ангарские пассажиры-льготники пытались понять, что же опять происходит с нашим транспортом. В конце прошлой недели в автобусах города появились объявления о том, что со 2 августа перевозка льготников по ЭСПБ будет прекращена. Ездить можно будет только за наличный расчет.
Особенно нервничали пассажиры автобуса №28. Их перевозчик вообще уведомил о том, что маршрут прекращает свое существование. И ни с ЭПСБ, ни за деньги больше жители 6а микрорайона и поселков за трубами, а также жители улицы Гагарина домой теперь не уедут.
В объявлениях перевозчики указали, почему они не в состоянии перевозить льготников: Министерство социального развития региона не выполнило свои обязательства, не полностью рассчитавшись за перевозки льготных категорий граждан, причем выставило это все как экономию областного бюджета в рамках пилотного проекта под названием «ЭСПБ».
Проект этот был рассчитан на шесть месяцев. И, следовательно, 1 июля закончился. Работать дальше на условиях, которые выставляет область, ангарские транспортники не в силах.
Так о каких деньгах речь? О чем битых полгода не могут договориться ангарские перевозчики и министр социального развития Иркутской области Владимир Родионов? И почему из-за этого должны страдать простые ангарчане? Попытаемся разобраться.
Итак, вначале было слово. Слово губернатора области Сергея Левченко, который в октябре 2015 года заявил: в Ангарске надо ввести контроль за реализацией льготных проездных билетов и вести расчет с перевозчиками за реальное количество поездок. Была создана рабочая группа и даже специальная дочерняя структура минсоцразвития – АО «УЭК Иркутской области». С ее помощью перевозчиков Ангарска отстранили от выдачи билетов, от составления реестров, в которых указывалось, сколько льготников совершило поездки. А сами поездки стали отмечаться электронной картой и учитываться при помощи специального оборудования.
«Мы будем оплачивать столько поездок, сколько льготник реально совершил», – сказал тогда губернатор Сергей Левченко. Ему вторил министр соцразвития Владимир Родионов. Все областные телеканалы и печатные издания приводили официальные речи представителей власти.
Говорил о справедливой оплате за перевозку льготников Владимир Родионов и во время визитов в Ангарск. «Сколько поездок – столько денег!» – можно сказать, именно под этим девизом стартовал пилотный проект «ЭСПБ» в нашем городе.
Людям (не без утомительных очередей) выдали карточки, и уже в январе электронные терминалы начали свой подсчет пассажиров. Кто-то проехал 10 раз, кто-то 100. Среднее число поездок составило 32. В феврале пассажиры стали ездить чаще – в среднем 37 раз. Но опять же кто-то обходился минимумом поездок, а кто-то совершал под сотню и больше.
В это же время начались первые финансовые расчеты. И стало ясно: министерство оплачивает льготные проезды не по фактическому их количеству, как декларировалось, а по количеству, не превышающему 30 поездок. То есть за того, кто проехал 10 раз, за десять и заплатили. А вот за того, кто 100, оплатили только 30.
Союз автотранспортников, в который входят 14 предприятий под руководством председателя Евгения Баженова, решил обсудить эту ситуацию с Министерством соцразвития региона. Мол, такая оплата – это не по факту. Так работать невозможно! Поддержал перевозчиков в их требованиях и мэр АГО Сергей Петров.
Министр Владимир Родионов, проведя совещание с перевозчиками и ангарским мэром, пообещал: «Все решим». Для большей уверенности был даже подписан соответствующий протокол совещания, под которым поставили свои подписи министр Владимир Родионов, мэр АГО Сергей Петров и представитель Союза автотранспортников Евгений Баженов. Согласно протоколу министр обещал до 1 июня внести в областное постановление №521-пп изменения, позволяющие оплачивать перевозку пассажиров по факту, без ограничения в 30 поездок.
Июнь близился, а изменений все не было. Транспортники несли убытки, а министр не спешил выполнять обещания. 30 мая перевозчики и мэр АГО Сергей Петров снова собрались на совещание с министром Родионовым. На этот раз кроме него присутствовала солидная команда от области: начальник управления автомобильного транспорта Максим Тюрюмин, генеральный директор АО «УЭК» Виктор Григоров. Все в присутствии первых заместителей. Немало было и чиновников от Ангарского городского округа. На этот раз согласно протоколу внести изменения в постановление №521-пп обещали до 1 июля. И опять министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов лично поставил под документом свою подпись.
В июле министерство радостно отрапортовало о том, что пилотный проект в Ангарске прошел успешно. И благодаря контролю за количеством поездок со стороны АО «УЭК» областному бюджету удалось сэкономить на компенсациях перевозчикам 42 миллиона рублей!
О том, каким путем были сэкономлены эти деньги, журналистам в Иркутском правительстве тогда никто не сказал. Проект было решено внедрить на территории всей области. А про внесение изменений в постановление №521-пп в министерстве, видимо, на радостях вообще просто забыли...
Но перевозчики забыть об этом не смогли. Имея на руках два протокола, подписанные мэром и министром, они подали иск в суд. Судебное заседание состоялось 27 июля. Как говорят сейчас ангарские транспортники, они были уверены, что выиграют иск. Ведь министр сам подписался под своими словами – «внести изменения в постановление №521-пп до ... числа» и дал опять же письменные гарантии поддержать требования транспортников в суде.
Однако суд принял решение в иске отказать. Мотивация предельно проста. Никто не оспаривает, что автобусы перевезли больше льготников, а оплату получили за меньшее количество. Все понимают, что это не оплата по факту. Но... Когда перевозчики соглашались участвовать в пилотном проекте, они разве не знали, что областное постановление разрешает оплату только тридцати поездок?! Даже письменные обещания министра, противоречащие действующему подзаконному акту, не в счет. Протоколы, им подписанные, – тоже. Закон превыше всего. А там черным по белому написано: не более 30 поездок.
Перевозчики, понимая, что их доверие к письменным гарантиям чиновников обернулось финансовой западнeй, были вынуждены решиться на крайние меры. 29 июля они написали письмо губернатору области Сергею Левченко, обвинив министра соцразвития в том, что он злоупотребил их доверием, обещая компенсировать затраты за полное количество перевезенных пассажиров.
«Сумма, которую мы недополучили – 41 миллион рублей, – преподнесена министром как экономия от пилотного проекта, – пишут губернатору ангарские транспортники. – На самом деле, из-за того что нас ввели в заблуждение, автопредприятия не получили денег на возмещение производственных затрат, поставлены на грань остановки и лишены возможности перевозить льготные категории пассажиров. Принимая деятельное участие в пилотном проекте, мы не могли предположить, что нас просто обманут, поставив под угрозу сокращения несколько тысяч рабочих мест на наших предприятиях и транспортное обслуживание города в целом».
В этот же день в автобусах города появились объявления о том, что ангарские транспортные предприятия выходят из пилотного проекта в одностороннем порядке и перестают возить льготников по ЭСПБ.
«Такой проект нам не нужен!» – говорят перевозчики. И их, правда, можно понять. Но как быть людям? К 1 августа 27 тысяч льготников положили на свои билеты по 150 рублей, а воспользоваться ими, скорее всего, не смогут. Кому достанутся их деньги?!
Пока еще неизвестно. Мэр АГО Сергей Петров с понедельника ведет переговоры с областным правительством. По его просьбе транспортники эти несколько дней продолжают возить льготников по ЭСПБ.
Судя по слухам, у переговоров может быть три результата. Первый: министерство все же пойдет транспортникам навстречу и начнет платить за фактическое число поездок. Второй: число поездок для льготников ограничат до 30 в месяц. После достижения этого количества электронный проездной просто будет блокироваться. Ну и третий, самый неблагоприятный для ангарских льготников: проект «ЭСПБ» закончится. И всем придется ездить за деньги.
В день, когда верстался номер, еще не было ясно, к какому из трех вариантов склоняется губернатор. Объявления в автобусах висели. 2 и 3 августа ЭСПБ в автобусах работали. Что будет сегодня – вопрос. А льготники продолжают звонить в редакцию и ругать на чем свет стоит всех и вся...