Более 500 театралов разного возраста из полутора десятков городов нашей страны от Москвы до Якутии и Биробиджана собрал на байкальских берегах ангарский «Факел», заслуженный коллектив народного творчества РФ под руководством заслуженного работника культуры Александра Кононова. Международный летний театральный центр «Ольхон», в рамках которого проходит Международный театральный фестиваль-лаборатория «Сибирская рампа», работал, как всегда, в последнюю декаду июля.
Судейский десант
За это время на возведенной во дворе музыкальной школы сцене и просто на улицах поселка Хужир участниками 18 театральных коллективов было сыграно 23 спектакля. Два из них повторили по просьбам зрителей. Оценивали работы любителей профессионалы высшего уровня.
В этом году в состав экспертного совета фестиваля, кроме заслуженной артистки РФ Юлии Авшаровой, профессора РАТИ/ГИТИС Михаила Чумаченко, актера театра и кино Романа Калькаева, вошли давно не приезжавшие на Ольхон Олег Снопков, преподаватель ГИТИСа по сцендвижению, постановщик трюков и каскадер, Владимир Байчер, в 2000 году начинавший этот фестиваль вместе с Александром Кононовым и успевший стать деканом режиссерского факультета ГИТИСа, и Татьяна Федюшина, режиссер Мелиховского фестиваля, который проходит в усадьбе Чехова под Москвой. Как всегда, рад был поделиться своими знаниями в области театра кукол ведущий специалист по театральному жанру Областного дома народного творчества Валерий Кирюнин.
На вкус и цвет
Основной темой фестиваля стало творчество Александра Вампилова, 80-летие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем году. Участники привезли три вампиловских спектакля. Хозяева фестиваля показали постановку последней пьесы нашего земляка – «Прошлым летом в Чулимске». А театр «Глобус» из Боготола, завсегдатай «Сибирской рампы», – работу по ранним рассказам Вампилова и спектакль по «Старшему сыну». Кстати, подробному разбору этой пьесы был посвящен режиссерский мастер-класс Владимира Байчера.
Разброс спектаклей по тематике и по выбору авторов был впечатляющим. Среди «вечных» оказалась тема «трудных» подростков: от сцен из книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до драматичной истории воспитанника германского исправительного интерната. Ольхон-2016 – это и горькая память о Великой Отечественной войне, и абсурдный мир Даниила Хармса, это пьесы Николая Коляды и Владимира Гуркина, это место, где обычные люди становятся персонажами скоморошины, а герои Льюиса Кэролла делают селфи и звонят по мобильному телефону.
Звонкая поэтическая нотка «Родничка»
Ангарск на фестивале представляли три сильные театральные команды. Одна из них – детский образцовый театр «Родничок» во главе с заслуженным работником культуры РФ Тагиром Хамитовым. Детская студия театра привезла спектакль по пьесе Ксении Степанычевой «Розовый бантик». И уже привычно порадовала пристрастную фестивальную публику профессионализмом, слаженностью и верой в сказку. Эти их качества даже весьма посредственный драматургический материал делают выигрышным. Роман Калькаев заметил, что не видел более удачной постановки по этому произведению. По итогам «Сибирской рампы» «Розовый бантик» стал лауреатом I степени и получил диплом за лучший актерский ансамбль.
Старшие ребята «Родничка» были единственными, кто привез на фестиваль поэтические спектакли. И сразу два – по стихам Сергея Есенина и по произведениям и дневникам Марины Цветаевой – о сложных, неоднозначных, противоречивых и в жизни, и в смерти личностях. Спектакль «Моя семья» – особая гордость Тагира Романовича. Его создала выпускница «Родничка» Елена Берестенникова, которая не только талантливо подобрала интересный, мало кому известный материал о детстве Марины Цветаевой, но и блестяще выступила в качестве и актрисы, и режиссера.
Последняя постановка Альбины Мельниковой
Так не должно было быть, но ангарский театр «Шкода» приехал на фестиваль без своего художественного руководителя, Альбины Мельниковой. В июле этого года одного из самых лучших и интересных режиссеров нашего города унесла болезнь, которая не щадит никого. Альбина Викторовна до последнего готовилась к этой поездке, и ребята во главе со своим педагогом, выпускницей «Шкоды» Ольгой Горбуновой, не могли не приехать на Ольхон. Спектакль «В цирке, или С Хармсом только девушки», ставший последней и великолепной, на мой взгляд, работой Альбины Мельниковой, они посвятили ее памяти.
По-вампиловски правдиво
Спектакль «Прошлым летом в Чулимске» был одним из немногих игравшихся не на открытой сцене фестиваля, а в поселке. Полуразваленный дом на его окраине, провалы ничего не огораживающего палисадника были самой естественной для него декорацией. С поправкой на современность. Как и отношения этих искореженных без любви людей, не умеющих выказать свою душевную теплоту. А Валентина осталась прежней.
По-настоящему вампиловский, щемящий спектакль был признан лучшим на «Сибирской рампе-2016», а Александр Кононов получил диплом за лучшую режиссерскую работу. Кроме того, именно здесь жюри выделило максимальное количество актерских работ: Карину Кацуру, Инну Черниговскую, Людмилу Процик и Николая Казакова.
Скажи, что поёшь, и я скажу, кто ты
Фестиваль живет и развивается, несмотря ни на какие кризисы – экономические или духовные. В работе МЛТЦ-2016 появилось сразу несколько нововведений. Всегда очень бережно относящийся к обычаям священного бурятского места, фестиваль в этом году заручился помощью духов – весь сезон с «Сибирской рампой» была шаманка. А коллективы в качестве талисмана передавали друг другу перед началом спектакля символический шаманский бубен. К традиционным театральным зарядкам и знакомствам «В гостях у Турухтана» прибавился «Вечер театральной песни». Песни, которые поются внутри коллектива, говорят о нем гораздо больше, чем актеры сами о себе. Впервые педагоги работали с хужирскими ребятишками: мастер-классы для них проводили Валерий Кирюнин и Алексей Самойлов.
Все десять дней бок о бок с театралами жили и работали корреспонденты столичного телеканала «Театр» Николай Александров, Алексей Глубоковский и Николай Демидов. Осенью на сайте telekanalteatr.ru будет показан документальный фильм о нашем фестивале.
Все это говорит только об одном: ольхонская сказка, ставшая ольхонской былью, обязательно повторится!