28 июля в Ангарске открылась первая посмертная выставка картин байкальского живописца Николая Осипенко. Выставочный зал музея вместил три десятка работ художника, жившего и работавшего в небольшом поселке на берегу Байкала. Почему именно в нашем городе была организована экспозиция картин памяти Николая Осипенко? Ответ на этот вопрос вроде бы лежит на поверхности: потому что в Ангарске живет много друзей мастера. А еще – его сын и первая супруга Елизавета Осипенко, которая и выступила с инициативой организации этой экспозиции.
Николая Николаевича не стало в июне прошлого года. Его уход из жизни стал настоящим потрясением для земляков, для многих творческих людей Приангарья. Кроме таланта живописца, Осипенко обладал уникальной способностью притягивать к себе коллег по творческому цеху – художников, писателей, театралов, дизайнеров. В его знаменитый сад Ириды приходили люди, порой незнакомые ранее, но близкие ему по духу и жизненным устремлениям. Одним он показывал свои картины, другим – цветы, а третьим – открывал душу. Так обыкновенный дом в поселке Утулик стал центром культурной жизни Прибайкалья. Так случилось и с его посмертной выставкой – собравшиеся на открытии экспозиции не столько обсуждали картины Николая Осипенко (с ними они были знакомы давно), сколько делились своими воспоминаниями о мастере. Кроме членов семьи на встрече присутствовали художники, фотографы, писатели, театральная труппа ангарского «Чудака» и усольского коллектива «Книга». Звучали песни, стихи и очень искренние слова признательности и благодарности за радость соприкосновения с творчеством и жизнью Николая Осипенко. Выставка в Ангарске стала поводом для встречи друзей из разных городов.
«Когда мы купили дом в Утулике, то идея разбить здесь сад появилась не сразу, – рассказывает вдова художника Дина Осипенко. – Это было в самом начале 90-х годов. Как-то по весне посадили первые ирисы. В тот же год они зацвели пышным цветом. Потом появилось еще больше цветов, которые, отвечая на заботу Николая Николаевича, не уставали радовать нас распускающимися бутонами. Сад с каждым годом расцветал все краше – появлялись редкие по красоте луковичные. И нам захотелось поделиться этой красотой с окружающими – сначала позвали соседей, потом и вовсе открыли двери «Сада Ириды» всем желающим. Было время, когда здесь цвело одновременно 250 видов ирисов и множество других видов цветов! Появились беседка, пруд с японскими карпами. Сад стал любимым детищем Николая Николаевича, его гордостью. Он был тут полноправным и единственным хозяином, а я делала лишь то, что он велел или позволял. Хотя в этом райском уголке все же нашлось место и для моих гладиолусов (всего около 150 видов! – авт.). Здесь он писал свои картины, встречался с разными людьми, водил по саду экскурсии – мог по 2-3 часа расказывать о цветах и связанных с ними историях и легендах. Много раз сад становился местом проведения театральных капустников и поэтических встреч. Мы жили так, как хотели, как того требовала творческая натура Николая Николаевича. И было очень много планов! Прошлым летом Николай Николаевич собирался поехать на Ольхон, приготовил холсты для работы – он был большим мастером написания байкальской воды, тонко чувствовал и понимал ее силу, мощь и красоту. Болезнь перечеркнула все замыслы. После его смерти я держу двери сада закрытыми – и цветам, и мне нужно научиться существовать в этом мире без него».
Выставка «Сад Ириды» приоткрывает дверь в большой и многогранный мир Николая Осипенко. В его картинах можно увидеть все, что любил мастер: цветы, женщин, Байкал. И саму его жизнь – творческую, яркую, интересную...