Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Самый необычный музей Ангарска находится на территории ГИБДД. На заборе, ограждающем здание полицейского отделения, расположилась уникальная коллекция... светофоров. Экспонатов совсем немного, зато каждый из них имеет свою историю.
«Первый прибор, регулировавший движение с помощью световых сигналов, в нашем городе появился в год основания Ангарска, – рассказывает наш экскурсовод по музею под открытым небом Валерий Кириллов, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения. – В 1951 году он был установлен на промплощадке будущего нефтехимического комбината. Горожане же увидели первый ламповый светофор только в 1959 году. Этот прибор, изготовленный на столичном предприятии «Светофор», является гордостью нашего мини-музея. Он, кстати, до сих пор прекрасно работает!»
К слову, все экспонаты этой коллекции функционируют. Они приветствуют посетителей ГИБДД подмигиванием: «Зеленый свет – заходи, оформляй документы! Красный свет – постой, подумай: не нарушал ли ПДД?»
«У нас в гостях часто бывают самые юные участники дорожного движения – дети, – говорит Валерий Кириллов. – Ребятишкам очень нравится слушать историю появления светофоров на дорогах. Первооткрывателями в этой области являются англичане – первый в мире светофор был установлен в 1868 году возле здания Британского парламента. Однако через год газовый фонарь в нем взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия его демонтировали, и в течение следующих пятидесяти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора. Массовое использование изобретенных автоматических светофоров началось в 1914 году – 5 августа сразу четыре таких прибора были установлены в американском Кливленде. Эта дата и считается днем появления «трехглазого» регулировщика. 5 августа мы отмечаем Международный день светофора».
Детские экскурсии в музей Ангарской ГИБДД инспекторы используют, чтобы еще раз напомнить юным пешеходам о правилах безопасного поведения на дорогах. Казалось бы, все просто: зеленый свет разрешает пешеходу движение, красный запрещает. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный – стоящего, зеленый – идущего. Однако даже эти наглядные световые изображения не являются примером для подражания для многих нерадивых пешеходов, то и дело перебегающих дорогу где угодно и когда угодно.
«Совершая опасные действия на дороге, дети зачастую просто повторяют их за взрослыми нарушителями, – говорит Валерий Валерьевич. – И все же, отвечая на наши вопросы о правилах перехода, многие ребятишки признают, что сигналов светофора надо слушаться, что без них на городских дорогах был бы настоящий хаос. Кстати, не всегда светофоры имели желтый сигнал. В нашем музее можно увидеть необычный двухглазый светофор, который был изготовлен в 1968 году и долгое время стоял на перекрестке улиц Горького и Карла Маркса. Большой интерес всегда вызывает светофор, привезенный начальником СМЭУ Вячеславом Бутаковым из Москвы в 1980 году. Ангарские стражи порядка несли службу в столице во время летней Олимпиады. Так вот, этот светофор был установлен в олимпийской деревне, а после окончания соревнований демонтирован и перевезен в Ангарск. Благодаря Вячеславу Бутакову в нашем городе появился не только этот раритет, но и целая система светодиодных светофоров на дорогах. В 90-е годы в Ангарске участились случаи порчи ламповых светофоров – воры разбирали приборы, вытаскивая из них ценные детали. Доходило до того, что сотрудники правоохранительных органов по ночам охраняли светофорные объекты. Вот тогда-то начальник СМЭУ и побывал на выставке современного приборостроения и вернулся домой с идеей заменить ламповые светофоры на более яркие и вандалоустойчивые светодиодные. Первый такой светофор ДС-4 со сверхъяркими австрийскими светодиодами, изготовленный в 2001 году на Уральском оптико-механическом заводе, 15 лет назад был установлен на улице Московской, а сейчас тоже находится в нашей музейной коллекции».
В настоящее время дорожное движение на улицах Ангарска регулируют 60 светофоров, пульт управления которыми находится в ООО «СМЭУ». По словам Вячеслава Бутакова, это давно уже не отдельное помещение со схемой городского движения и мигающими лампочками на щитовой панели, а компьютерная программа в обычном ноутбуке. Электронная система управления позволяет для удобства водителей создавать так называемую «зеленую волну», отключать светофорные объекты при ремонте или движении vip-персон по городу. Дополнительное финансирование в прошлые годы позволило значительно улучить эту систему: так в Ангарске появились светофорные объекты с электронными табло, звуковыми сигналами и кнопкой включения зеленого сигнала для перехода.