«Я прошу вас помочь мне, чтобы я помогла вам!» – извинившись за словесный каламбур, начала свою встречу с жильцами дома №9 в 7 микрорайоне депутат Думы АГО Екатерина Никульникова. Честно говоря, люди настороженно отнеслись к визиту народной избранницы, считая, что это очередная предвыборная акция и не более того. Однако депутатские полномочия у Екатерины Петровны закончатся еще не скоро – в 2020 году. В том, что же пыталась донести Екатерина Никульникова до людей, проживающих в ее избирательном округе, разбиралась корреспондент «Свечи».
– Екатерина Петровна, на собрании вы пытались вовлечь жителей в процесс управления многоквартирным домом. Насколько актуально сегодня создание советов дома и что можно реально сделать в этом направлении?
– Этот вопрос волновал меня еще задолго до начала моей депутатской деятельности. Будучи человеком с активной жизненной позицией, я не могла согласиться с тем, что интерес большинства собственников жилья сегодня ограничен пределами их квартир. Многие готовы терпеть высокие тарифы, неудобства, грязь в подъездах, территорию без парковочных карманов и обустроенных детских площадок, считая, что вникать в это не их удел. Большинство считает, что есть управляющая компания, которой они платят каждый месяц за содержание дома, за услуги по управлению, за текущие ремонты. Дескать, почему жильцы должны бесплатно выполнять за управляющую компанию ее функции? Такая позиция управляющим компаниям как нельзя на руку, ведь они могут «решать» проблемы жителей лишь на бумаге. Поэтому в Ангарске мы видим ухоженные дворы там, где активно работают советы домов, и неухоженные там, где таковые отсутствуют.
– Получается, что совет дома сможет на законнных основаниях инспектировать управляющую компанию и проверять документацию о проделанной работе?
– Права и полномочия совета дома четко прописаны в Жилищном кодексе РФ. Безусловно, в первое время советы дома испытывают определенные трудности в работе с УК и соседями. Однако большую консультационную поддержку сегодня они получают в Центре развития местного самоуправления, где работают грамотные специалисты. Начав досконально разбираться в делах дома, жильцы нередко обнаруживают, что могут гораздо больше экономить на квартплате, иметь больше денег на ремонт общедомового имущества и т. д. В свою очередь и управляющая организация уже вынуждена прислушиваться к собственникам, поскольку те показывают свою осведомленность в делах дома, действуя не порознь, а организованно. Ангарчане должны знать, что к советам дома отношение совсем иное, нежели к отдельным собственникам.
– Екатерина Петровна, вы можете привести пример того, как та или иная управляющая компания искусственно затягивала решения проблем жильцов?
– Ко мне обратились жители девятиэтажки, расположенной в 10 микрорайоне. Они пожаловались, что у них полгода не работает лифт. Это вызывало большие неудобства, особенно страдали пожилые люди и семьи с маленькими детьми, живущие на верхних этажах. Когда я начала разбираться в ситуации, то выяснилось, что в ходе проверки у контролирующих органов возникли претензии к техническому состоянию лифта, и управляющей компании было выдано предписание об устранении неполадок. Однако исполнять его УК не спешила, объявив жильцам, что ремонт обойдется в 200 тысяч рублей. Дескать, пока люди не соберут деньги, ходить им придется пешком. Естественно, такой суммы не нашлось. В поиске решения проблемы я вышла на иркутскую компанию, которая имеет многолетний опыт работы в сфере содержания и ремонта лифтовых хозяйств. Специалисты провели обследование неисправного лифта и составили смету, согласно которой ремонт должен обойтись в четыре (!) раза дешевле суммы, названной УК. Представляете, каково было удивление мое и жильцов? Причем нам пришлось долго уговаривать руководителя управляющей компании заключить договор с указанной фирмой, которая была готова устранить все неисправности за меньшие деньги. В конце концов все решилось благополучно. Лифт отремонтировали за счет тех средств, которые накопились в течение полугода – люди платили за него, хотя и не получали эту услугу. И таких историй, когда управляющие компании пользуются правовой безграмотностью жителей, немало. Именно поэтому необходимы советы многоквартирных домов, которые будут следить за тем, из чего складывается тариф на коммунальных услуги, общедомовые нужды и т. д.
– Собрание, которое вы провели в 7 микрорайоне, привело к тому, что все в голос начали жаловаться на заросшую травой детскую площадку, отсутствие парковочных карманов и многое другое. Тем не менее несколько человек откликнулись на ваше предложение по созданию совета дома. Каковы ваши прогнозы по поводу того, смогут ли они навести порядок?
– Я хочу особо подчеркнуть: совет дома не выполняет работу управляющей компании, а просто контролирует ее. И пока собственники квартир не начнут следить за тем, насколько грамотно расходуются их деньги, управляющая организация будет работать спустя рукава и даже обманывать всех. Порой в двух одинаковых домах, находящихся в ведомстве одной и той же управляющей компании, может наблюдаться абсолютно разная картина обслуживания. Так, в 7 и 7а микрорайонах есть два похожих девятиэтажных дома, где люди платят за одни и и те же услуги совершенно разные суммы. Спросите, почему? Да потому что в одном доме есть инициативная группа, взявшая контроль в свои руки, а в другом – нет. Именно это я пытаюсь донести до людей, чтобы они сообща могли взаимодействовать на благо своих же домов! Но эта форма управления целиком держится на инициативных собственниках. Да, заниматься такой работой нелегко, и решить все проблемы сразу не получится, только поэтапно. Но когда совет начнет добиваться видимых результатов, к активистам присоединятся и другие жильцы, которые хотят, чтобы в доме был порядок, и тогда за квартиру они смогут платить меньше.