Народный театр «Чудак» вернулся в Ангарск после фестиваля «Театральная осень на Байкале»
Двадцать второй. Долгожданный. Насыщенный. Интересный. Трепетный. Пролетевший совершенно незаметно. Памятный. Результативный…
Все это – об открытом областном фестивале любительских театров «Театральная осень на Байкале-2016» имени Леонида Беспрозванного. Особый, театральный, заезд на базу отдыха ангарских нефтехимиков «Утулик» в этом году вобрал в себя неделю с 17 по 23 августа.
Утулик, Байкал, театр, слившись в одно целое, разом приглушили городскую тревожность, с которой после суетливой головокружительной подготовки съехались сюда театралы. Прорыв через все вставшие на пути стены состоялся. Все случилось. Праздник театра в очередной раз удался.
Создан он был силами десяти театров Приангарья – в этом году фестиваль не перешагнул границ области. И основные усилия, конечно же, приложили организаторы – прежде всего народный театр «Чудак», которому как могли помогали управление по культуре администрации Ангарского городского округа, благотворительный фонд «Новый Ангарск» и Дворец культуры «Нефтехимик».
«Театральная осень-2016» отличалась новизной. Это коснулось каждого, начиная с театрала, делавшего для себя многочисленные открытия во время мастер-классов с маститыми педагогами, и заканчивая профессором Валерием Зиновьевым, режиссером, педагогом Высшей школы режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге, который то и дело отвлекался от фестивального процесса, снимая на камеру поднявшийся из-за дождей Утулик, реликтовые кедры и тополя или местных бурундуков, снующих по территории турбазы. Много было воды, нередко вносившей свои коррективы в театральное действо.
Зато многое осталось постоянным – радость от встреч со старыми друзьями, удовольствие от общения с единомышленниками за чашечкой кофе с лимоном в легендарной «Палатке №6», жарка собранных вокруг турбазы грибов, походы на Байкал и к водопадам. И, наконец, наш любимый, неповторимый и обаятельный профессор кафедры режиссуры РУТИ/ГИТИС Михаил Али-Хусейн, помощник художественного руководителя по художественно-творческим вопросам московского театра «Современник», в …дцатый раз приезжающий в Утулик в качестве члена жюри.
В рамках программы-off фестиваля состоялась презентация книги «Мамин полустанок» заслуженного работника культуры РФ Михаила Бачина, которую душевно и одновременно с тем профессионально провела журналист Ирина Сергеева. Михаил Филиппович тоже признался, что столь значительное событие произошло в его жизни в первый раз.
Актеры «Чудака» впервые вынесли на широкую публику (хотя на фестивале все свои) камерное мероприятие, показав в «Палатке №6» свой «Взгляд от фонаря» – традиционное весеннее поздравление мужчинами и женщинами друг друга. Приурочено оно было к полувековому юбилею «чудаковского» «Театрального кафе» и чрезвычайно понравилось Михаилу Али-Хусейну своей душевностью и чистым юмором, нехватка которого, по-видимому, остро ощущается в столице.
Еще один значимый для фестиваля юбилей – 55-летие базы отдыха «Утулик» – отметили сольным концертом Сергея Игумнова, солиста народного коллектива ДК «Нефтехимик» вокальной студии «Ретро», на летней эстраде. Специально для театральной публики Сергей исполнил песни Муслима Магомаева, Владимира Высоцкого, а также отдельные арии из мюзиклов и рок-опер, поставленных в студии. Не менее «театрализованным» был концерт ангарского автора-исполнителя Павла Скороходова, каждая песня которого – это, скорее, маленький спектакль.
В первый раз на фестивале работала «открытая табуретка». На это довольно устойчивое деревянное сооружение, привезенное из Ангарска и установленное в самом людном месте «Утулика» – возле столовой, – мог забраться каждый и рассказать стихотворение, спеть, сплясать или сыграть на музыкальном инструменте.
Заведовал табуреткой Николай Щербаков, актер «Чудака» и режиссер театра «Кто мы?» ангарского лицея №2. Кстати, Николай Александрович – тоже впервые – получил в этом году заветную «Бабу Катю», единственно возможную награду изначально и традиционно бесконкурсной «Театральной осени».
– Мне очень радостно, что спектакль наш получился, – поделился своими впечатлениями Николай Щербаков, – постановку «На деревню к бабушке» по произведению Вячеслава Дурненкова и Юрия Алесина, где я сыграл дедушку, мы сделали здесь, на фестивале. У меня выработался особый стиль работы – я заставляю детей импровизировать. Он мало кому нравится, обычно его всегда ругают. Здесь главное – доверие к режиссеру и умение сконцентрироваться в нужный момент. Если ты понимаешь, о чем речь в пьесе, начинают работать скрытые ресурсы. Также мы готовили отрывок из спектакля «Рудольфио» по рассказу Валентина Распутина для закрытия «Театральной осени». Эта постановка из репертуара нашего театра. Актриса Алиса Орлова, которая, кстати, получила за игру в этом спектакле диплом «Лучшая женская роль» на фестивале «Театральная карусель-2016», приехала, а ее партнер остался в Ангарске. И мы пригласили ей в пару Пашу Мазуренко из «Чудака» – он теперь тоже знаком с моим режиссерским методом.
Павел Мазуренко (спектакль «Ипотека и Вера, мать ее», режиссер Александр Говорин) в этом году тоже стал обладателем «Бабы Кати» – диплома за лучшую актерскую работу с портретом заслуженной артистки РФ Екатерины Барановой, легендарной актрисы Иркутского драматического театра. А еще – Максим Мараев (театр «Родничок», спектакль «Богатые невесты», режиссер – заслуженный работник культуры РФ Тагир Хамитов), Евгений Самовол и Анастасия Дубасова (иркутский театр «Предместье», спектакль «Стыдно быть несчастливым», режиссер – заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Киркица), Светлана Наумова (театр «Зеркало», Железногорск-Илимский, спектакль «Тоси-боси», режиссер Ирина Бушуева).
Каждый театральный фестиваль – это масса интересного, остающегося обычно «за кадром». Как передать ту особую атмосферу, которой дышат в эти дни театралы, тепло глаз, улыбки, совместные капустные номера, смех над самими собой, словечки, вошедшие в обиход именно в этот фестивальный сезон?!
«Чудак» в этом смысле театр особенный, он умеет оставить память о своей «Театральной осени»: каждый коллектив уезжает отсюда не только со слезами расставания, но и с подарками. В прошлом году театры увозили раскладные «остапобендеровские» стулья, а о сезоне-2016 им будут напоминать стремянка, колокольчик и фонарь. Необходимые в каждом театральном коллективе и глубоко символичные вещи.