Похоже, транспортная неразбериха в Ангарске становится делом обычным. Иначе как объяснить, что 1 сентября тысячи пассажиров-льготников снова не смогли проехать в автобусах и трамваях, а потом весь день провели в нескончаемых очередях?
Лариса Алексеевна, пенсионерка, инвалид 2 группы:
«Я не понимаю, почему всю вторую половину августа мы не могли положить деньги на транспортные карты. В Сбербанке тогда объяснили: мол, проводится профилактика системы, она заработает с 1 сентября. Естественно, 1 сентября в банке выстроились очереди – ведь кому хочется даже один день ездить по 20 рублей, если есть льгота?!
Я пришла в банк на Ворошилова в 8.30 утра. Очередь была огромная, люди стояли и в здании, и на улице. Одной женщине внутри от духоты стало плохо, ее вывели на улицу, она пила лекарство. Узнать хоть у кого-то, почему банкомат не принимает деньги на транспортную карту, было невозможно – банк работает с десяти утра. Пробовали звонить на «горячую линию» УЭК – тоже никто не ответил. Они работают с девяти.
Люди возмущались, переживали. Многие решили стоять до десяти, чтобы дождаться работников банка и выяснить, что к чему. Я же должна была поехать на работу. Там от коллеги узнала – деньги можно положить на автостанции. Около половины третьего отправилась туда, а там очередь как в мавзолей в советские годы! Внутри здания битком, а потом через все поле для автобусов. Да не в один ряд!
Сколько мы стояли, даже вспомнить страшно. Но деньги мне удалось положить. Куда ни звонила, толку так и не добилась: кто виноват в этом издевательстве над людьми? Перевозчики? Банк? УЭК, который наши карты обслуживает? Кто понесет наказание за случившееся?! Или, может, это все спустят на тормозах? Мол, ничего – переживут старики и инвалиды?!»
Людмила, пенсионерка, инвалид:
«Я пришла 1 сентября на автостанцию около девяти утра. Там уже стояла огромная очередь. Потом волной пошла информация, что деньги на карточки не кладут, надо идти в Сбербанк. Ну что делать? Пошли в ближайшее отделение около площади Ленина. Там тоже «хвост», и говорят: деньги на проездную карту банкомат не принимает. В банке нам что-то объяснять отказались.
И тогда мы решили пойти в администрацию. Вначале пришли в «серый дом» на площади. Вот прямо всей очередью! Требовали мэра. Но охранник отправил нас в «Саяны». Кто как мог (с палками, хромая, еле передвигаясь), дошли до «Саян». А там другой охранник говорит: «Идите назад. Мэр на площади сидит..» Ах, так! Мы заявили: «Не уйдем, хоть в шею гоните!» И потребовали позвать кого-нибудь, кто нам объяснит, что происходит. Охрана долго препиралась с нами, а потом пришла начальник отдела по транспорту Елена Воронова. Нам предложили пройти на четвертый этаж в зал заседаний. Как старики по лестнице лезли – это отдельная «песня». А в итоге разговор свелся к двум фразам: «Идите на автостанцию, в МОРУЦ или в «Современник». Там деньги можно положить...»
И снова здорово – человек 20, а то и больше пошли на автостанцию. А там... Короче говоря, еле-еле смогли положить деньги. Обратно домой я ехала уже на автобусе. Но какую нервотрепку для этого пришлось пережить!».
Наталья Степановна, ветеран труда:
«Из-за сбоя в системе автобусы 1 сентября возили льготников бесплатно. А вот трамваи – нет. Я стала свидетелем того, как бабушку, явно лет под 80, водитель отказался везти. Прямо трамвай остановил: «Или оплачивайте, или дальше не поеду!» Мы попытались ему сказать, что из-за сбоя всех возят бесплатно, на что он ответил: «Вот пусть автобус вас бесплатно и возит!» Пришлось бабушке мелочь собирать. Стыд и позор власти за такое издевательство над пожилыми людьми!»
•••
Документ от администрации АГО, который позволял три дня, до разрешения ситуации со Сбербанком, льготникам, имеющим ЭСПБ, ездить бесплатно, есть в редакции. Дословно там написано вот что:
«Администрация Ангарского городского округа доводит до сведения жителей информацию о сбое по оплате услуг льготного проезда через терминал. В связи с неполадками в работе электронных систем ПАО «Сбербанк» в течение 1 сентября невозможно произвести оплату льготного проезда. Администрация округа сообщает, что проезд будет осуществляться в течение трех дней на льготных условиях на всех видах транспорта по предъявлении единого социального билета. Оплату можно производить в пунктах оформления документов: автовокзал, «Современник», МОРУЦ. В случае, если плата за проезд будет взята, следует сохранить билет и обратиться в кабинет 221 администрации АГО (бывшая гостиница «Саяны») для возмещения затрат».
То есть не только бабушка, из которой кондуктор в трамвае «выбил» деньги 1 сентября, но и другие льготники, оплатившие проезд наличными в эти дни, имеют полное право на компенсацию при условии, что они сохранили билеты.
А вот кто компенсирует людям потерянное здоровье и нервы? До сих пор неизвестно, по чьей же вине произошел программный сбой. Перевозчики разводят руками – они с декабря 2015 года отстранены от приема денег за льготные проездные и выдачи этих проездных. АО «УЭК Иркутской области», которое принимает деньги с 1 января 2016 года, уверяет, что у них все было в порядке (косвенно это подтверждает то, что три терминала в Ангарске, которые работают с «УЭК» напрямую – на автостанции, в МОРУЦ и в «Современнике», – работали без сбоев). Остается Сбербанк? Увы, от этой организации получить какие-то разъяснения крайне сложно. Известно лишь, что именно в Сбербанк направили письма Союз автоперевозчиков Ангарска, а также УЭК. Ответа ждут до сих пор.
Ну а как быть пассажирам-льготникам? Честно скажем, большая часть людей, которые звонили в редакцию, вообще думает о том, чтобы отказаться от ЭСПБ (тем более что число поездок ограничено до 30 – авт.) Такая же очередь на следующий месяц старикам кажется кошмаром.
Мы обратились в УЭК, чтобы узнать, будут ли принимать деньги на октябрь с 15 сентября. И однозначного ответа не получили. Вопрос со Сбербанком решается. Не исключено, что все опять отодвинется. Скажем, на 1 октября. А там система опять не выдержит людского напора. И мочи мочало, начинай сначала...