15 сентября в Ангарском городском музее открылась персональная выставка ангарского художника Андрея Туманова. Те любители живописи, которые посчитали событие заурядным и не пришли на открытие экспозиции, не увиделии не услышали много интересного. Ну а участники церемонии стали свидетелями настоящего бенефиса мастера – яркого, эксцентричного, неоднозначного. Такого же, как и восемнадцать его картин, представленных на выставке.
Перед открытием экспозиции заведующая выставочным залом Ольга Новокрещенных раздала представителям СМИ пресс-релиз с краткой справкой о творческом пути живописца Туманова. В биографии художника нет и намека на то, что послужило толчком для живописного направления, в котором он сейчас работает: родился в 1961 году в Ангарске, в 1980 году окончил Иркутское училище искусств («Какая ерунда все это!»), в 1991 году окончил Красноярский государственный художественный институт, факультет художественного проектирования («И не называйте это дурацким новомодным словом «дизайн!»), затем три года жил в Биробиджане («Это любимый город, который необязательно должен быть родным»), затем вернулся в Ангарск и до 2004 года работал преподавателем в детской художественной школе №1 («Я уже давно вырос из этого!»). Согласитесь, без этих авторских реплик личность мастера совсем была бы не видна среди сухих строк.
Вообще, Андрей Туманов говорит о себе, своем творчестве, других живописцах, чиновниках, нашей жизни много и охотно. Даже не говорит, а рубит сплеча, наотмашь, чтоб щеки у окружающих горели, как от пощечин. В этот раз Туманов признался, почему давно уже не ходит на выставки коллег. Оказывается, ему до черта надоели все эти цветочки и вазы на натюрмортах, в которых нет души и духа! Вот так и сказал: «Скучно это! Развиваться надо, уважаемые!» Посетовал на отсутствие местных чиновников на своей выставке. На вопрос, зачем они ему здесь, ответил с усмешкой: «Просто хотел еще раз убедитьсяв том, что чинуши неспособны понимать настоящееискусство!»
Так резко и категорично может говорить только человек, который ни от кого не зависит. Ольга Новокрещенных так и сказала о Туманове: «Главное его качество – стремление к свободе! Кроме рамок живописного полотна, он не признает никаких ограничений и нормативов! Ну а то, что он делает внутри рам своих картин, стоит отдельного разговора. Был у Туманова такой период, когда он в своем творчестве часто обращался к теме чувств, отношений между мужчиной и женщиной.И рисовал так, как думал и чувствовал, не боясь шокировать публику своими откровениями. Тогда педагоги детских художественных школ спрашивали меня перед его выставками, можно ли им привести на них своих воспитанников! А сейчас совсем иные вопросы его волнуют – по представленным полотнам понятно, как много дум он посвящает темам вечным, религиозным».
Действительно, нынешняя экспозиция Андрея Туманова получилась камерной, почти все картины так или иначе касаются известных библейских сюжетов. Эти полотна и названия имеют, как иконы: «Ной», «Моисей», «Ковчег», «Несение креста», «Спаситель», «Каин и Авель», «Давид», «Царь», «Святой». Однако они настолько не соответствуют религиозным художественным канонам, настолько своеобразны в своем исполнении и содержании, что вряд ли им найдется свое место в храме Божьем. И все-таки творит Туманов, по его собственному признанию, с Богом в сердце. Хотя, возможно, чертенок в его голове порой и сидит – этакий провокатор на смелые эксперименты в творчестве и жизни. При нем лучше избегать упоминаний о дизайнерах и чиновниках! Вместо этого подойдите к картинам. Они удивительны и многогранны, как и их свободолюбивый создатель!