С 1 октября Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области официально ограничило число поездок на общественном транспорте для ВСЕХ категорий льготников. Теперь на автобусе и трамвае можно будет проехать за 150 рублей только 30 раз. Все, что сверх этого, – только за свой счет.
О том, почему и каким образом были приняты ограничения, на прошлой неделе рассказала представителям СМИ заместитель министра социального развития Светлана Иевлева. Брифинг с ней прошел в Иркутске. Причем интересно, что журналисты всех ангарских изданий, с начала сентября беспокоившие министерство вопросами об ограничении количества поездок, почему-то на него приглашены не были. Выручили иркутские коллеги, передавшие заместителю министра наши, ангарские, вопросы, на которые Светлана Иевлева ответила.
– Каким официальным документом регламентируется ограничение числа поездок?
– Постановление Правительства Иркутской области №589-пп было принято 19 сентября 2016 года и вступает в силу с 1 октября. Данное постановление явилось итоговым документом по результатам «пилотного проекта» в Ангарске, где в течение полугода производился учет поездок граждан по электронному проездному билету, а также годового учета таких же поездок в городе Усолье-Сибирское.
Как и ранее, правительство региона будет компенсировать перевозчикам 30 поездок за каждого льготника на городском транспорте (автобус, трамвай), а также 20 поездок на пригородном транспорте. Стоимость билета по постановлению сохранится на прежнем уровне – 150 рублей.
– Ранее перевозчикам тоже компенсировали 30 поездок. Но пассажиры ездили неограниченное количество раз. С чем связаны ограничения по поездкам?
– На сегодняшний день электронный учет показал, что в городе Ангарске проездные билеты получили 27 тысяч льготников. (Примерно столько же ЕСПБ ангарские льготники получали ежемесячно в 2014-2015 годах – авт.) Однако активировали их только около 19 тысяч. Данный факт ангарских перевозчиков не устраивает. Поэтому на протяжении действия «пилотного проекта» несколько раз в городе возникали проблемы, появлялись различные объявления, что перевозчики хотят отказаться от провоза льготников либо ввести какие-то ограничения. Поэтому правительством было принято вот такое официальное постановление.
Мы считаем, что такой ответ заместителя министра для стороннего наблюдателя просто лишен логики. Судите сами: ровно месяц назад, когда люди в нашем городе не могли пополнить транспортные карты, а потом впервые появилась информация о том, что ездить можно только 30 раз, ангарские журналисты обратились с вопросами на эту тему и в министерство, и в АО «УЭК Иркутской области». 2 сентября в министерстве всем отвечали одной фразой: «Ограничения приняли перевозчики. Они незаконны». Тут сразу две, мягко говоря, неточности. Во-первых, перевозчики не могут принять каких-то ограничений, поскольку всю информацию на электронных билетах с 1 января 2016 года «набивает» УЭК Иркутской области. Во-вторых, прокуратура Иркутской области сентябрьское ограничение количества льготных поездок, о котором ведет речь Светлана Иевлева, незаконным не признала.
Но даже если бы и признала – что мешало министерству дальше бороться за льготников, отстаивать право людей ездить неограниченное количество раз?! Ничего. И тем не менее спустя 17 дней эти же чиновники принимают законопроект, который не отменяет, а закрепляет эти ограничения законодательно! Где логика?!
Невелика разница для пассажиров – с сентября или с октября ездить 30 раз. Но если с сентябрем возникали хоть какие-то противоречия, то с октября все законно. Получается, теперь проездной после 30 поездок будет блокироваться по велению правительства региона!
К сожалению, умолчала Светлана Иевлева и о еще одном «подпунктике». Так, ссылаясь на учет пассажиров, который проводился в нашем городе, она почему-то не оглашает данных этого учета, которые ее начальник – министр соцразвития Владимир Родионов – озвучил на пресс-конференции по итогам «пилотного проекта» в Ангарске в июле. Так вот – среднее число поездок в месяц на одного льготника, которое показала областная система учета, составляет вовсе не 30, а 38 раз. Именно такие данные представила независимая иркутская организация АО «УЭК Иркутской области», которая занимается учетом льготных поездок и самими льготными картами.
К слову, 22 июля министр заявил: «Число поездок мы будем ограничивать в соответствии с проведенным исследованием. Но когда это будет, пока сказать не могу».
В кулуарах уже тогда ходили слухи: экономию на проездных «включат» сразу после выборов. Ну не принято у нас пожилой электорат перед таким важным событием нервировать. И вот выборы прошли. Слух оправдался настолько буквально, что даже страшно: 18 сентября старики проголосовали, а 19 сентября было принято постановление, по которому они будут ездить только 30 раз.
Но не только отношение чиновников к людям удивляет. Возникает вопрос: к чему тогда вообще городили огород с электронными проездными и исследованием числа поездок, если по итогам людям дадут ездить не 38 раз, как показала система, а только 30?
Беспокоит льготников и ограничение пригородных поездок до 20. Фактически для жителей села это означает, что они могут 10 раз в месяц съездить до города и обратно. А потом – за деньги. Что это значит, к примеру, для тех, кто живет в Савватеевке и каждый день ездит в Ангарск? А то, что за последующие поездки они будут платить по 50 рублей в одну сторону!
Мало того, сельчан и дачников интересует вопрос поездок по городу. Будет ли из-за пригородных поездок сокращаться количество поездок по городу (например, человек израсходовал 20 поездок на дачу, а по городу остается сколько: 10 или 30)?
На эти вопросы Светлана Иевлева ответила:
– Постановление по садоводческим перевозкам было принято в 2011 году и заканчивает свое действие в следующем году. Сейчас прорабатывается вопрос о том, как будут осуществляться пригородные перевозки. Либо они будут добавлены к единому социальному проездному билету, либо будет принято другое, новое, постановление. Единого билета на город и пригород нет. Их два. Следовательно, человек может осуществить 20 поездок на пригородном транспорте и 30 на городском».
Кстати, пригородную карту в Ангарске уже оформляют в трех пунктах: на автостанции, в МОРУЦе и в «Современнике». Срок изготовления карты – 7 дней. Действовать она начинает с 1 октября. Важно! До выдачи карты ездить придется за деньги.
Конечно, благодарности от ангарчан министерству будет дождаться сложно. Хорошо, что дачный сезон близится к концу. А то за 10 поездок туда и обратно старики-садоводы бы точно всех «на вилы» подняли. Пока всплеск народного садоводческого гнева отодвинулся на весну будущего года. На автобусе же и трамвае льготники будут ездить только 30 раз (15 поездок «туда-сюда»).
Мало того, даже за эти поездки им по-прежнему сложно произвести оплату. Терминалы Сбербанка не принимают средства уже две недели. Люди вынуждены стоять в очередях на пунктах приема платежей АО «УЭК Иркутской области», которых в городе всего три. Такой сервис – за свои же деньги! Ведь билет не бесплатный – он стоит 150 рублей.
Многие льготники, подумав, от такой льготы просто отказались. Фактически одна поездка стоит 5 рублей, а потом придется платить по 20. Да, деньги на оплату этих поездок заложены в ЕДВ. Но, будем честными, не от хорошей жизни ввели для льготников эту меру поддержки.
Как сэкономить? В народе быстро нашли альтернативу. Обычные пенсионеры без льгот по городской программе ездят за 16 рублей. Для тех льготников, кто ездит много, такой проездной получается выгоднее и дешевле. Так зачем мучиться со Сбербанком, очередями и прочим? Люди массово отправились в городскую соцзащиту с пенсионными справками, скрывая тот факт, что они льготники. И получили проезд по 16 рублей.
Хорошо это или плохо? Этот вопрос мы задали начальнику управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи Василине Шуновой. И, конечно, получили ответ: для бюджета АГО – плохо. Ведь финансирование проездных для простых пенсионеров – это благотворительная программа местного бюджета. Если число этих людей вырастет в разы, то таких расходов бюджет не потянет, и очень скоро подобную благотворительность придется прекратить…
Так что, похоже, выхода у льготников особо нет. Разве что ездить меньше. Ведь после того как Министерство социального развития региона к ним повернулось боком, приняв ограничения, защиты людям искать негде.