На одной из пресс-конференций Наталья Белоус, начальник управления образования администрации АМО, рассказала журналистам, что в МОУ «СОШ №25» открыли уголок релаксации. К такому выводу Наталья Николаевна пришла, увидев в коридорах во время приемки школы скамейки в окружении высоких, до потолка растений.
Действительно, школу №25 можно назвать самой озелененной в Ангарске. Цветы здесь не только в коридорах – не осталось ни одного кабинета без зеленых растений. Школа заслуженно носит звание победительницы в городском конкурсе на самый зеленый класс. Но ничего этого не было бы без учителя биологии Татьяны Павловой.
Татьяна Михайловна работает в школе уже 32 года. Ее озеленением занимается около тридцати. А началось всё с украшения кабинета биологии. Когда цветы заполонили и класс, и лаборантскую, стала «делиться» своими растениями с рекреациями и коридорами. Тогда же с пришедшими изучать биологию пятиклассниками организовали биологический кружок.
«Долгое время в нашей школе существовал «живой уголок», – вспоминает Татьяна Михайловна. – Не одно поколение учащихся выросло здесь среди животных. Кто у нас только не жил! Хомяки, белки, бурундуки, попугайчики, куропатка... Но любимцем школы стал белый кролик Коська. Он прожил в кабинете биологии не 6 – сколько ему положено, – а целых 9 лет. Ребята набивали для него на зиму 4-5 мешков травы, таскали морковку, черный хлеб, курагу, угощали печеньем. Он с удовольствием сидел на руках, бегал по классу». Про Коську Татьяна Михайловна может рассказывать бесконечно – столько радости он подарил и детям, и педагогам школы. Сейчас в кабинете биологии не летают попугаи и не играют в догоняшки кролики – весной «живой уголок» расформировали, животных разобрали по домам ребята, занимавшиеся в кружке.
Все эти годы Татьяна Михайловна не оставляла своих ботанических пристрастий. Юные ботаники школы под ее руководством выращивали из крохотных листочков растения с названиями, которые не сразу научились выговаривать. Учились за ними ухаживать: правильно поливать, подкармливать удобрениями. Почву для цветов готовили сами. Кружковцы таскали землю со двора, добавляли в нее золу, органические удобрения. Цветы благодарили их за заботу активным ростом. Сколько их сейчас в школе, пробовали подсчитывать несколько раз – сбивались. В каждой аудитории до нескольких десятков видов.
Есть в кабинете биологии «Женин фикус» – растение, по внешнему виду похожее на русскую березу. Это любимец Татьяны Михайловны – его принесла 1 сентября одна из учениц и подарила ей вместо недолговечного букета. Девочка по имени Женя давно окончила школу, а фикус уже упирается верхушкой в потолок кабинета. Вокруг араукарии – американского хвойного дерева – на Новый год водят хороводы, так она похожа на нашу елочку. На верхней ветке колючей заморской красавицы сейчас «живет» плюшевая обезьянка, а в декабре ее украсят еще и елочные игрушки.
Ученики твердо знают: в их школе – самый чистый воздух. Благодаря обилию растений он насыщен кислородом и не содержит пыли – об этом заботятся несколько видов тех же фикусов. «Ходите к нам кислородом дышать», – приглашают дети.
О цветах в школе №25 могут рассказать многое. Например, с психологической точки зрения, зеленый цвет успокаивает нервную систему, а белый – раздражает. Поэтому среди сибирской долгой зимы человеку в окружении зеленых растений гораздо легче оставаться в гармоничном расположении духа, сохранять покой и здоровье. Многое значат растения и в воспитании подрастающего поколения. Директор образовательного учреждения Ирина Костенко отметила: «Татьяна Михайловна прививает детям истинную любовь к живому миру. Пользуется у них уважением и очень любит свой предмет. Каждый учебный год начинается с цикла классных часов, посвященных бережному отношению к окружающему нас животному и растительному миру. Результаты налицо. Если в первый год после того, как кадки с большими цветами были выставлены в коридор, дети обрывали листья, сейчас это большая редкость».
Татьяна Михайловна не устает повторять своим ученикам, что растения живые: слышат нас, чувствуют боль, когда срывают цветы или обрезают ветки. Кому-то это западает в душу на всю жизнь. «Однажды я была свидетельницей такой сцены, – продолжает Татьяна Павлова. – Девочка лет трех шла по улице с мамой, ела шоколадку. Обертку от нее на цветущий газон бросить не смогла – замялась, отдала матери. Та просто сказала: «Брось!» В детях уважение к природе заложено с рождения, но, глядя на взрослых, они меняются. Мне кажется, главная задача преподавателя-естественника – суметь привить ребенку любовь ко всему живому. Ведь они даже не задумываются, что вокруг них потрясающая природная красота. Плохо, что на это в школьной программе не отводят часов. Воспитанию в человеческой душе любви к живому, бережного отношения ко всему – начиная от растения и заканчивая человеком – уделяется минимум времени. А нам так не хватает этого в жизни».