Первым и любимым учителям посвящается
5 октября свой профессиональный праздник отметили школьные учителя. Учитель – это не просто тот, кто стоит возле доски, объясняя новую тему урока, кто находится рядом, пока мы читаем учебники и пишем в тетрадках. Мы все проходим свои университеты, и на жизненном пути каждого встречаются наставники, которых мы и зовем своими Учителями с большой буквы. Счастье, если такие люди появляются еще в школьные годы. У меня они были: два замечательных учителя, две талантливые женщины, две Валентины Ивановны – Жулькина и Давидюк. Первая – учитель начальных классов, которая словно за руку перевела меня ловко и умело через дорогу первых школьных проблем, научив любить школу, привив тягу к знаниям. А вторая – учитель русского языка и литературы – не только открыла увлекательный мир словесности, но и дала профессиональный старт. Я поначалу и не понимала, почему мои одноклассники читают одно-два программных произведения Гоголя или Толстого, а мне задают в три раза больше, обижалась даже, что выходные приходится проводить не за играми, а за сочинениями. Зато потом, когда я, выпускница небольшой киренской школы, практически одна из потока поступающих на журфак сдала устный экзамен по русскому языку и литературе на «отлично», сказала гордо-утвердительно «Да!» на вопрос приемной комиссии: «Ваша словесник – выпускница нашего вуза? Чувствуется филологическая школа ИГУ». Много лет спустя судьба вновь свела нас в Ангарске. Валентина Ивановна Давидюк переехала сюда из Киренска, преподавала в школе №39, последние годы на пенсии занимается внуками. Видимся, к сожалению, очень редко, но при случае я не упускаю возможности поблагодарить лучшего в моей жизни учителя за все свои успехи и сбывшиеся мечты. Пусть и эта публикация будет еще одним таким случаем...
Накануне Дня учителя своими воспоминаниями о школьных годах, об учителях – первых, любимых, самых главных – мы попросили поделиться некоторых ангарчан – наших читателей, давних друзей и соратников газеты.
Елена Рахманина, руководитель ангарского зоопарка при Дворце творчества детей и молодёжи:
Многие задумываются: что из школьных знаний пригодится в дальнейшей взрослой жизни? Какие качества личности и способности ребенка помогут развить педагоги? Думаю, что это индивидуально. Хорошо, когда ребенку повезло с учителями, а учителю с учениками, когда удалось наладить контакт, добиться взаимоуважения и взаимопонимания. В таком случае учеба будет даваться интереснее, легче и приносить хорошие результаты.
За школьные годы мне встретилось немало учителей, которых можно вспомнить с благодарностью, а школьные знания (не только биологические – по направленности моей профессии) помогают мне в работе и жизни. Одними из самых любимых предметов у меня были литература, физическая культура и рисование (немного странный, на первый взгляд, перечень). Как говорится, прошли годы, а эти пристрастия «повзрослели», но остались со мной!
Спасибо Светлане Викторовне Сапожниковой за уроки литературы, благодаря которым я пишу биологические рассказы-сказки и экологические стихи теперь уже для своих занятий с детьми. Учителей рисования вспоминаю добрым словом, оформляя стенды и наглядные пособия, декорируя вольеры для животных. Пусть я сейчас чаще держу в руках фотоаппарат, а не карандаш с кистью, но фотографический кадр тоже нужно красиво и интересно «нарисовать». Занятия физкультурой и легкой атлетикой развили не только физические качества организма, но и волю к победе, умение не сдаваться при первой же неудаче, имея лидерские качества, в то же время стараться согласованно работать в команде и поддерживать своих друзей. Вспоминается такой случай. В школе объявили соревнования по биатлону, и никому из нашего класса не хотелось в них участвовать, все отнекивались. Новая классная руководитель сама назначила состав команды. В итоге из пяти человек, как самая ответственная, к началу соревнований пришла одна я… Можно было спасовать, развернуться и пойти домой, понимая, что за неявку остальных участников полагается восемь штрафных минут и команду парней старшего класса мне никак не догнать. Шансов на призовое место никаких. Но я человек упорный – решила проехать дистанцию, отстреляться на огневых рубежах, несмотря на насмешки остальных участников, предрекавших мне «неминуемое первое место»…
В принципе так и получилось: при награждении на школьной линейке выдали грамоты не только за призовые места, но и я стала бесспорным победителем в номинации за «Волю к победе и спортивный характер». Спасибо вам, Александр Брониславович Марютин! Желаю всем педагогам в это сложное время не сдаваться в трудных ситуациях и не терять боевого духа!
Ольга Галимова, старшая медицинская сестра поликлиники №1 ОГАУЗ «Ангарская городская больница №1»:
Я училась в ангарской школе №14. И тогда, и сейчас на вопрос о любимом учителе могу сказать, что это Галина Ивановна Акулёнок. Она была у нас классным руководителем, вела уроки русского языка и литературы, проработала, к сожалению, недолго – около двух лет. Муж у нее был военным, и при его переводе на другое место службы уехала и она. Для нее мы были не просто детьми, а уже взрослеющими юношами и девушками. В ней было столько искренности, справедливости по отношению к нам, семи-, восьмиклассникам. При наших промахах и неудачах в учебе она умело наставляла нас, скажу банально, на путь истинный. При этом ни разу не унизила никого ни словом, ни взглядом. Но, если мы ее расстраивали, она просто пронизывала своим умным, укоряющим взглядом из-под своих очков так, что даже самые отъявленные хулиганы просто опускали глаза в пол. Мы ни разу не слышали от нее разговора на повышенных тонах с нами. Если она была рассержена на нас, то голос «звенел». Да, именно «звенел» – это было для нас самым худшим знаком. Значит, мы обидели свою учительницу. И мы тогда точно чувствовали свою вину и старались не повторять подобных ошибок. Везде и всюду она была с нами, что-то придумывала, мы ходили в походы, и многое другое интересное было... А когда она уезжала со своим мужем, весь класс сбежал с уроков на Майский вокзал, чтобы проводить ее. В моем понимании даже сейчас это является наивысшей оценкой труда учителя и проявлением к нему особого уважения.
Ирина Бурындина, директор Центра помощи детям г. Ангарска:
Эта фотография была сделана в восьмом классе. Я пятая во втором ряду слева. Не узнали? На первом плане слева – замечательный учитель русского языка Нина Васильевна, в центре – наш любимый классный руководитель Ольга Александровна Оськина, учитель географии, которая ездила с нами в село Шушенское, водила в походы, замечательно вела уроки, была очень доброй. Справа от нее – учитель начальных классов Мира Марковна, которую мы почему-то все побаивались. А училась я в физико-математической школе №11 им. Маяковского в г. Иркутске. Из ее стен вышла плеяда известных математиков, радиофизиков, химиков. Ну и, конечно, известный теперь всему миру Денис Мацуев. Ученики школы с огромнейшим уважением относились к нашему великому и мудрейшему директору, Иосифу Александровичу Дрицу. Во время его руководства школа всегда была лучшей в городе и области. Мы не только учились… Несколько девушек из нашего класса играли в сборной команде школы по волейболу, детско-юношеской спортивной школы и затем сборной университета.
Татьяна Рушакова, методист ЦРТДиЮ «Гармония»:
Мне везло с учителями. Хотя я думаю, что не только мне – всему нашему поколению повезло. Другой подход в школах к образованию был, нежели сейчас. И учитель для нас был другом и наставником.
Начинала я учиться в Михайловской школе №1 в Черемховском районе. Учились вместе с Ольгой Русановой, она сейчас работает заместителем по воспитательной работе в СОШ №9. После пятого класса наша семья переехала в Бурятию, и школу я заканчивала в Гусиноозерске.
Наши педагоги учили нас дружить, любить и гордиться своей родиной, учили взаимопомощи, взаимовыручке. А какие у нас всегда были праздники! Когда весь класс готовится к празднику, ребята своими руками делают украшения и сами украшают свой класс, а потом и актовый зал. После школы, сделав уроки, ходили в Дом пионеров, где можно было проявить все свои таланты. А как не вспомнить походы на природу всем классом, а иногда и всей школой? Замечательное время. Пусть не было компьютеров, телефонов. Но у нас было счастливое детство.
А еще в мои школьные годы было много молодых учителей – с ними было всегда интересно. Наша классная руководительница, Ирина Александровна Гуслякова, после института пришла в школу, и ей дали классное руководство в нашем классе. Мы ее так любили! Вероятно, благодаря ей и своей первой учительнице, Тамаре Тимофеевне Зайцевой, я сделала свой выбор и тоже пошла работать с детьми. Первый учитель – это вторая мама. Тамара Тимофеевна по-настоящему любила детей, оберегала, учила, наставляла. Как жаль, что у меня не сохранилось общей фотографии с ней! Но воспоминания о ней всегда греют душу.
Диана Киселева, распорядитель именного фонда помощи тяжелобольным детям «Капли добра»:
Первого учителя, к сожалению, не помню – она проработала у нас недолго, а потом учителя в начальной школе постоянно менялись. А вот учителей среднего и старшего звена школы №40 помню хорошо – всех до единого. Каждый из них что-то привнес в мою жизнь, чему-то научил. Но самыми любимыми и родными для меня являются два педагога – учитель английского и наш классный руководитель Валентина Петровна Белькова и учитель математики Лидия Николаевна Чащина. Казалось бы, алгебра с геометрией – предметы строгие, точные, но Лидия Николаевна всегда проводила их с «изюминкой»: игры, рисунки, стихи-запоминалки, секреты быстрого счета, – все это делало уроки интересными и понятными. А благодаря Валентине Петровне я влюбилась в английский язык и уже к моменту окончания школы точно знала, что буду поступать только в иняз. И моя мечта сбылась – я окончила Иркутский государственный лингвистический университет. Накануне Дня учителя хочется поздравить всех педагогов (бывших учителей не бывает!) и поблагодарить их за терпение, мудрость и знания, которые они дарили или дарят детям!
Анастасия Межебицкая (Шильникова), ветеринарный врач:
– Своего первого учителя я... выбрала себе сама. Вот как это вышло. Перед поступлением в первый класс школы №5 детей тестировали: стихи, плюс-минус по арифметике, чтение. А учителя начальных классов нас смотрели. В общем, подошла моя очередь. Почитала, что-то еще поотвечала. Учителя поспорили и зачислили меня в «а» класс. Выхожу, подхожу к маме и реву: «Не хочу к этой тетеньке, хочу к другой». Мама говорит: «Так иди и скажи». Пошла, как мама сказала, сделала публичное заявление. И ведь послушали меня, девчонку, – перевели в 1 «б» к Евдокии Павловне Калугиной! Даже объяснить не могу, чем она мне понравилась с первого взгляда, но это действительно оказался МОЙ учитель. Два года назад мы с одноклассниками размещали на страницах «Свечи» свою публикацию о первом учителе, в которой рассказали о годах учебы в школе и о том, как Евдокия Павловна помогла нам стать теми, кем каждый из нас сейчас является. Она не только дала нам крепкие знания – она научила нас любви к учебе и настоящей дружбе. В классе никогда не было изгоев и любимчиков – все дорожили друг другом. Прошло почти 15 лет после окончания школы, а мы до сих пор дружим, стараемся часто звонить друг другу, всей компанией приходим к гости к любимому учителю. Желаю сегодняшним школьникам, своим детям таких учителей, как наша Евдокия Павловна! А педагогам – здоровья, терпения и благодарных учеников!