Рубрика
Ангарск и Ангарчане
На станции Суховской, как на краю земли, нет аптеки и магазина. В придорожном кафе на прилавке скудный выбор продуктов: лапша быстрого приготовления, несколько видов круп и консервов, печенье. За хлебом, молоком, яйцами нужно ехать в город. Зато пива – залейся!
Кирпичная автобусная остановка с развалившимся углом. Давным-давно кто-то врезался в нее на машине, но починить ни у кого руки не доходят. Несколько старых кирпичных двухэтажек, входя в которые сразу понимаешь: живут здесь небогато. Поросшие бурьяном дворы и жалкая детская площадка. Трухлявые деревянные столбы линии электропередач вот-вот завалятся. Загаженный деревянный туалет, заваленные мусором контейнеры…
Власти сюда приезжают в основном перед выборами. Тогда в Суховской праздник – может, хоть что-нибдь сделают. Местные жители, собравшиеся на встречу с журналистом, перечисляют: вот эти качели поставили при Михайлове, а дорогу заасфальтировали, когда Петров во время агитации приезжал.
Сергей Анатольевич запомнился им больше всего, и они почему-то уверены, что он просто не знает, как плохо им живется.
– Мы в ноябре 2015 года хотели записаться на прием к мэру, но, когда приехали в администрацию АГО, нам сообщили, что запись будет только в декабре. Мы оставили свои телефоны, и секретарь пообещала, что до 14 декабря нам позвонят. Не дождались, позвонили 16 декабря сами – оказалось, прием у мэра уже прошел. Как же так? Снова приехали в мэрию, а там сказали, что по нашим телефонам дозвониться не смогли. По трем сразу? Не верим! Затем мы пытались прорваться на августовский прием к Андрею Капитонову, министру жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области, который он вел в Ангарске. Как положено записались, только нас опять отправили к какому-то специалисту администрации АГО. Почти два месяца с тех пор прошло, и никаких подвижек, – рассказывает Людмила Арсентьевна, жительница Суховской.
И она сама, и ее соседи могут «похвастаться» увесистыми папками со сложенной в хронологическом порядке перепиской с вышестоящими чиновниками вплоть до губернатора. А воз и ныне там.
– Постоянно пишем, но мы никому не нужны. Письмо напишем, а нам снимут копию с предыдущего ответа и снова отправят. Так по кругу и ходим, – говорят местные жители.
Жилье здесь людям давали от железной дороги еще в конце 60-х годов. Но с тех пор муниципальных квартир осталось всего 15, остальные приватизированы. В 2002 году железная дорога сбросила жилищный фонд со своих плеч. Среди местных ходит легенда о том, что одновременно с этим событием в администрацию Ангарска были перечислены 20 миллионов рублей, чтобы людей переселили в новое жилье. Были те деньги или не были – тайна, покрытая мраком. Только простым людям от них ничего не отломилось. Зато адреса им поменяли – сделали Суховскую 33 кварталом, который постоянно путают с тем, что в Ангарске, недалеко от автостанции. Ладно почта не доходит – «скорая» порой доехать не может! А на приписку в адресе про 2-й промышленный массив мало кто внимание обращает.
Здесь есть дом, в котором нет канализации, и люди (в XXI веке!) ходят по большой и малой нужде в ведра и выливают все (в том числе и помои) в яму. Она уже до краев наполнилась, а чистить некому. К тому, что летом нет горячей воды, здесь тоже все давно привыкли.
Жилищная компания «Ангарский управдом» не очень-то рвется обслуживать местный жилищный фонд. Четыре месяца на Суховской нет дворника. Люди сами собирают мусор, косят траву. Электропровода все на скрутках. В одном из домов жильцы скидывались и меняли проводку. Отчетов по выполненным работам за последние несколько лет от жилищной компании никто не видел. Как и толкового ремонта. А дома рассыпаются: в кирпичных стенах выкрошилась штукатурка – люди зимой живут с обогревателями, в некоторых квартирах по 10-14 градусов. На трубах отопления, которые проходят по чердаку, местами нет изоляции – фактически они греют космос. А ведь за отопление люди платят просто огромные деньги: по 44,5 рубля за квадратный метр!
– Руководство железной дороги, от коммуникации которой запитаны наши тепловые сети, не раз обращалась в городскую администрацию за дотацией по платежам. Но на их призыв никто не откликнулся, – рассказывают суховчане.
С другой стороны, почему бы и самой железной дороге дотации не организовать? Ее же бывшие работники в этих домах живут! Слушают, как днем и ночью стучат колесами по рельсам поезда.
– Сделали новый путь, по нему гонят порожняк на базу. А у нас каждый раз ощущение, что землетрясение на 3-4 балла. Еще и из-за этого по стенам трещины ползут. Скоро достроят автозаправку, на станции ведут налив нефти. Не знаем, проснемся утром или нет, не дай бог ЧП произойдет, – ведут нас вдоль рельсов жители.
То там то сям среди бурьяна замечаем миски с едой. Тут же лежат собаки, втягивают носом воздух – мы для них незнакомцы, местных-то они давно по запаху всех знают.
– К нам сюда часто привозят и выкидывают щенков, или брошенные собаки из садоводств прибиваются. У нас их здесь штук 20 бегает. Мы сотрудничаем с ангарскими зоозащитниками, скидываемся по 200 рублей на собаку, они приезжают, отлавливают их, стерилизуют, пристраивают или снова привозят сюда, – говорит Валентина Александровна, жительница Суховской.
И действительно, мы видим собак с желтой биркой в ухе – знак, что животное провакцинировано и не будет больше иметь потомства.
Здесь отовсюду веет безнадегой. На станции проживают 78 семей. Молодые и пожилые. И ведь не так далеко от Ангарска находятся – куда ближе Савватеевки и Одинска. А какая большая разница!