Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Борьба с неплательщиками у поставщиков коммунальных услуг ведется все более и более жесткими методами. Не нашли время оплатить обслуживание газовой плиты и провести это обслуживание? Лишитесь газа. Не заплатили за холодную воду? Получите «заглушку» в унитаз. Есть долги за свет? Будете коротать вечера при свечах.
Причем для того чтобы лишиться коммунальных благ, вовсе не обязательно быть злостным неплательщиком, за которым числится многотысячная задолженность, накопленная за годы неплатежей. Если сумма задолженности превысит двухмесячный норматив, то, как пишет в своих уведомлениях ООО «Иркутская энергосбытовая компания», вы можете лишиться света на вполне законных основаниях – согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам квартир в многоквартирных жилых домах и жилых домов».
Если кто-то думает, что это постановление работает чисто декларативно, он глубоко ошибается. Шанс прийти домой и обнаружить, что электричество отключили, есть у каждого.
Докажи, что не верблюд
Приведя ребенка-первоклассника домой из школы, по привычке хлопаю по выключателю в коридоре. А свет не загорается… Опять авария? Похоже, нет. На пол из двери выпала какая-то бумажка. На ней черным по белому значится: свет отключили за долг, но ни суммы предполагаемого долга, ни времени отключения, ни подписи сотрудника, произведшего данную процедуру, не указано. Как нет и телефона, позвонив по которому можно разрешить проблему и попытаться доказать, что ты никому ничего не должен. Есть только адреса филиалов ООО «Иркутская энергосбытовая компания», которые находятся от нашего Юго-Западного района на другом конце города. И ехать туда, бросив всё, в том числе и ребенка, совсем не хочется.
Хорошо, хоть Интернет в сотовом телефоне работает. Ищу сайт «Иркутскэнергосбыта». Там на видном месте выложен телефон горячей линии: 8-800-100-9-777. Звоню, вооружившись платежками. Может, удастся доказать свою правоту по телефону?
Девушка на том конце провода отвечает: «У нас с Ангарском связи нет. Мы не можем посмотреть ваши данные». Интересуюсь: «А мне как быть? До конца рабочего дня (он, как вещает сайт, заканчивается в 17.15) осталась пара часов. Пока я до офиса доеду, пока в очереди постою, свет подключить мне не успеют. Может, дадите какой-нибудь телефон в ангарском филиале?»
Увы. Девушка категорически отказалась это делать. Мало того, заметила: «Может, и не только до завтра будете без света. Должникам его подключают в течение двух дней после оплаты!»
Найти ангарские телефоны ООО «Иркутская энергосбытовая компания» удалось только через полчаса. И то благодаря моей работе. Заместитель директора филиала Андрей Ащенков пообщался со мной вежливо и любезно и переключил на специалистов, занимающихся оплатой. Оказывается, есть у нас в городе такие. И телефон у них городской имеется: 502-496. Но почему-то его для народа нигде не пишут. Хотя в экстренных случаях, таких как отключение, совсем не помешало бы!
Специалисты, в свою очередь, посмотрели в компьютер и выяснили: у меня имеется переплата по горячей воде и отоплению. А вот по электроэнергии почему-то числится долг, превышающий ту самую двухмесячную сумму по нормативу. Хотя да, оплата месяц назад была. Откуда долг? Надо разбираться.
На мой вопрос о том, почему не пригласили на сверку, а сразу отключили свет, ответить сотрудники не смогли. Действительно, ни одного положенного законом уведомления о грозящем отключении (за 20 дней уведомление доставляют в почтовый ящик, за 3 дня – вручают лично должнику под подпись) мне не доставили, лишив возможности разобраться с проблемой и, если это нужно, погасить долг.
К счастью, проблема решилась быстро. Уже через полчаса монтер подсоединил провода обратно к щитку. Я спросила: «А почему уведомление об отключении как положено не заполнили?» Он только пожал плечами. Мол, какие адреса дали, по тем и отключил свет… Его рабочий день закончился.
А вот каково было моим соседям по двору, которые пришли домой не днем, а в 18.00 после работы и, следовательно, в тот же день не имели возможности выяснить что-либо о своих долгах, реальных или мнимых? Могу себе представить: дети, делающие уроки в темноте, и прочие неприятные сюрпризы типа потекших холодильников... Это кого угодно заставит отпроситься с работы и прямо с утра броситься в «Энергосбыт»… К слову, с утра в отделении на улице Трудовых Резервов очереди не было. Совсем. Мне удалось быстро сделать сверку и выяснить, откуда «ноги растут». Оплатив общедомовые нужды, я с чистой совестью отправилась на работу. Но осадочек, как говорится, остался…
За себя и за того парня?
Общедомовые нужды вообще тема наболевшая. И граждане не устают на нее жаловаться. Ведь стать должником можно, даже регулярно платя по показаниям счетчика. Надежда Кузнецова, как порядочный собственник жилья, платила за электроэнергию вовремя. Однако в один прекрасный день ей пришло уведомление о грядущем отключении (то самое, что высылается за 20 дней до «момента икс»). В нем стояла сумма долга – 785 рублей 64 копейки.
Женщина была поражена: откуда долги, если она регулярно платит?! И отправилась в «Энергосбыт». Там, отстояв немалую очередь, выяснила – всему виной те самые ОДН. Дело в том, что на сверке в 2014 году ей написали сумму к оплате за ОДН – 4 рубля 10 копеек. Ее каждый месяц она и «плюсовала» к платежам по счетчику.
Но оказалось, что потом платеж за ОДН стал просто бешено «скакать». В один из месяцев его сумма достигла 134 рублей 44 копеек. В другой – 86 рублей 75 копеек. И так далее.
«Что же это за лампочка в подъезде такая горела, что нажгла по счетчику за месяц больше двухкомнатной квартиры?!» – поинтересовалась по ее словам Надежда Кузнецова у сотрудников «Энергосбыта». На что получила ответ: «Платеж за общедомовые нужды всегда разный. Он зависит от показаний общедомового прибора учета. Вот вы платите по своему домашнему счетчику, а кто-то не платит. Получается, что его недоплату «раскидывают» как платеж за ОДН на весь дом».
Значит, кто-то должен платить за себя и за того парня? Выходит, что так. Фактически проверяются два вида счетчиков: квартирные и общедомовой. Разница между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями общедомового и считается общедомовыми нуждами.
Что уж в эти нужды вошло – лампочка в подъезде или оплата за нерадивого соседа, «Энергосбыт» не волнует. Они свою функцию выполнили – продали энергию. И получили за нее деньги полностью по общедомовому прибору учета. Что касается каждой конкретной квартиры, то платить своевременно под угрозой отключения сейчас заставляют даже самых отъявленных должников. Ну а когда они заплатят, то добросовестным соседям, по уверениям сотрудников энергосбытовой компании, сделают перерасчет по ОДН. У них появится переплата.
•�•�•
В принципе, все логично. Дело остается за малым: как понять, что именно вы неплательщик по ОДН, ведь эти суммы показания каждый раз разнятся? Как уберечь себя от возможного отключения света, о котором вы даже и не подозреваете?
Наверное, есть смысл соблюдать некоторые правила.
Во-первых, все-таки своевременно платить по своему личному счетчику и плюсовать к его показаниям средний платеж по ОДН (его напишут на сверке в «Энергосбыте»).
Во-вторых, регулярно передавать показания своего счетчика.
В-третьих, периодически заглядывать в почтовый ящик. Вдруг там какое-то гневное уведомление принесли, а вы ни сном ни духом?
В-четвертых, для тех, кто дружит с Интернетом, есть возможность завести личный кабинет на сайте «Энергосбыта». Там можно и показания передать, и про ОДН узнать. Для всех прочих остается один путь – сверка. Исходя из нынешних реалий, видимо, не реже одного раза в квартал.
Скажем так – все это наши, плательщиков, обязанности. Но есть обязанности и у энергетиков.
В частности, они обязаны в письменной форме уведомлять неплательщика о возможном отключении за 20 дней до него. Второе уведомление, за 3 дня, должнику должны вручить лично в руки под подпись. В случае, если отключение энергии произведено, специалист, его проводивший, обязан поставить дату, время отключения и расписаться. Мало того – отключать электроэнергию можно только в присутствии владельца жилья. Ведь если у вас после такой «заочной» манипуляции выйдет из строя невыключенная домашняя техника, то можно смело подать в суд.
Ну и конечно, очень хотелось бы, чтоб сотрудники энергосбытовой компании были ближе к народу. К примеру, публикуя телефоны, по которым можно с ними связаться. Единая горячая линия по области – это, конечно, хорошо. Но если бывает так, что она в Иркутске периодически «виснет», надо оставлять и ангарские телефоны. Кстати, даже номер этой горячей линии в уведомлении об отключении не указан. И как бы его нашел человек, у которого в телефоне нет Интернета?
Так что, уважаемые продавцы тепла и света, давайте жить дружно!