14 октября в выставочном зале Ангарского городского музея состоялся необычный мастер-класс по технике эбру (рисование на воде), который провела преподаватель живописи и курсов дизайна иркутской «Школы живописи и рисунка Да Винчи» Ольга Ситникова.
Перед началом занятий Ольга Александровна аккуратно, словно перед хирургической операцией, разложила на столах весь необходимый для работы инвентарь – специальные краски, небольшие лотки, разного диаметра кисти из конского волоса с длинными черенками из стебля розы, гребни, спицы, шила, бумагу, деревянные палочки с острыми и плоскими концами. Она предупредила участников – студентов Ангарского промышленно-экономического техникума, – чтобы они остерегались брызг краски, которая имеет свойство не смываться с поверхности одежды и всего, на что попадет.
Ольга Ситникова рассказала о том, что искусство эбру имеет очень богатую 2500-летнюю историю. В Европе эту технику узнали благодаря мореплавателям, которые в своих путешествиях увидели красивые изящные картины, нарисованные на «турецкой бумаге». «Пляшущие краски», «волнообразная бумага», «облака и ветер» – так сегодня называют искусство эбру во всем мире.
В последнее время рисование на воде стало модным увлечением у людей разных возрастов.
– Занимаясь эбру, человек, даже совершенно не умеющий рисовать, с первого раза может создать нечто красивое и, главное, неповторимое! Суть техники заключена в использовании жидкостей разной плотности, что позволяет нерастворяющимся краскам не тонуть – они удерживаются на воде создавая тонкую пленку. Вода здесь тоже не простая, а слегка желированная: ее готовят на основе загустителя из растений, произрастающих в горных районах Ирана, – объяснила педагог. – В состав минеральных красок из цветного натурального пигмента также входит желчь животных. Именно поэтому краска имеет специфический запах. Изображать на поверхности воды можно что угодно, вплоть до портрета. А после аккуратно перенести рисунок на бумагу, ткань (шарфик), сумки и даже кроссовки. Рисунок не стирается, он долговечен – можно не сомневаться в этом.
Нужно признать, что рисование на воде – это увлекательное занятие. Оно немного сродни ручной фотопечати. Нанес капельку, а потом еще и еще, провел по поверхности гребнем, и вот он – разноцветный восточный орнамент. Ольге Ситниковой понадобились считанные минуты для того, чтобы изобразить на воде распускающийся бутон тюльпана на нежно-зеленом стебле.
Следом за ней в процесс рисования поочередно включились студенты АПЭТ. Многим из них довольно быстро удалось освоить базовые техники древнего восточного искусства и создать свой первый «шедевр», наблюдая за фантастическим танцем красок на воде!