Вечер памяти – всегда испытание. Хотя со временем приходит профессиональное «огрубление» и начинаешь относиться к подобным мероприятиям спокойнее. Поэтому никак не ожидала, что вечер памяти ангарской писательницы Веры Захаровой, прошедший 21 октября в отделе краеведения Центральной городской библиотеки, станет для меня откровением.
В зале – члены клуба «Палитра». Некоторые, судя по их словам, знали Веру Захарову лично – общались во время ее работы на комбинате. Публика, которой, вопреки заснеженному дню, собралось достаточно, рассматривала черно-белые фотографии. Их пустил по рядам муж Веры Геннадьевны – Олег Корнильцев, тоже литератор, член Союза писателей России. На снимках наша героиня серьезна, улыбается только на главном фото встречи, которое помещено на экране рядом с названием – «Благодарим за то, что ты жила…».
Вера Захарова стала одним из первых профессиональных литераторов Ангарска. В 1972 году она окончила Литературный институт имени Горького. Ее поэтический дебют состоялся 17 октября 1963 года – в этот день на страницах одной из городских газет были напечатаны два стихотворения. Выпустила два сборника стихов – юношеский «Я уже здесь была» (1968) и более зрелый «Дневник» (1973). Потом перешла к прозе.
В 1980 году журнал «Сибирь» опубликовал ее первый рассказ «Ваш милый образ» – о светлой и безнадежной любви. А в романе «Семейные неприятности» (1983) она осмелилась говорить о вырождении собственно женского начала в современной, успешной со всех точек зрения женщине. Без содействия Валентина Распутина столь искреннее и непривычное на тот момент произведение вряд ли увидело бы свет.
На встречу пришел друг семьи Владислав Проценко, тоже прозаик, рассказавший о том, как тайно от всех, даже домочадцев, – так хотелось Вере довести его до ума, – писался этот роман. А еще – подруга Веры Захаровой, библиотекарь Валентина Шушакова. Она призналась, что, еще не получив приглашения, знала, что обязательно придет на вечер памяти. Рассказать о Вере, почитать ее стихи.
Валентина Дмитриевна читала уже совсем иные стихотворения. Они писались вместе с прозой, когда сочетание таланта и осмысление жизненного опыта дало поистине блистательный результат. И – самое досадное – эти стихи, которые непременно должны найти дорогу к читателям, до сих пор не напечатаны! Как и ее последний роман, лишь половина которого была опубликована в красноярском журнале «День и ночь» – его, кстати, тоже нет в библиотеке.
Для меня всегда показатель, что встреча действительно состоялась, если после разговора об авторе тянет почитать то, что он написал. А здесь личность оказалась настолько интересной, что захотелось изучить ее в каждом проявлении – от первой стихотворной до последней прозаической строки законченного вчерне романа «Вчера, сегодня, никогда».
На вечере памяти Веру Захарову называли ангарской Диной Рубиной и Людмилой Улицкой. По эмоциональной плотности, силе, энергетике ее прозы. Но ей совсем ни к чему эти громкие на сегодняшний день имена. Она была Верой Захаровой. Это прекрасно понимают те, кто был знаком с ней, кто знаком с написанными ею произведениями. Это узнают те, кто хоть и не сможет с ней пообщаться, но прочитает оставленные ею стихи и прозу. И этого вполне достаточно.