На прошлой неделе народный театр «Факел» начал свой очередной творческий сезон – 53-й по счету. Пусть не юбилейный, но очень важный как для театра, так и для города. Дело в том, что в планах художественного руководителя и режиссера театра Александра Кононова – серьезное реформирование театральной жизни Ангарска.
Уже в октябре коллектив собирается отправиться на театральный фестиваль в Омск, приглашение на который «Факел» привез с Ольхона. Ангарск тоже довольно часто становится организатором театральных фестивалей различных уровней – от всероссийского («Театральные каникулы на Байкале») до международного («Сибирская рампа»). Только почему-то городского фестиваля, который мог бы поднять театральную жизнь города на новую ступень, до сих пор нет. Хотя предпосылки для этого налицо – ведь в Ангарске при отсутствии профессионального театра более двадцати любительских коллективов! Александр Кононов планирует создать здесь еще один, теперь уже городской, фестиваль. И это еще не всё.
– Мы хотим организовать занятия академии театральной культуры. Чтобы зритель знал, что такое театр, и был подготовлен к встрече с ним. Эта культура у нас утрачена, ее необходимо восстанавливать. Потребность в этом есть. Занятия будут проходить в виде семинаров. Лекции по истории театра, мастер-классы – это уже не просто спектакль, на который пришли, похлопали и разошлись. Будем приглашать педагогов из Москвы и Иркутска, говорить о насущных театральных проблемах – культуры, речи, стиля. Причем семинары эти будут открытыми – на них сможет присутствовать любой, кто хочет узнать что-то новое о театре.
Еще одно нововведение – проект «Школа и театр». Связан он с тем, что школьники сегодня не хотят читать. Предпочитают безупречной, но навязываемой школой классике низкопробную литературу. А если заинтересовать их программными произведениями с помощью театра? Играть спектакли по Пушкину, Чехову, Гоголю, Вампилову? Тем более что пьесы этих авторов из репертуара «Факела» не выводятся. Предварительная договоренность с управлением образования есть – театр будет поднимать и этот пласт.
В перспективе – и работа с местными авторами. В нашем городе много талантливых, пишущих, размышляющих людей. Они часто приходят в театр с просьбой поставить их пьесы. Среди этих людей и серьезные драматурги – Юрий Князев, Владимир Попов… Но для постановки нужны серьезные вложения – и не только актерского и режиссерского таланта. «Факел» мог бы если и не поставить пьесу, то устроить ее читку, обсуждение, привлечь внимание общественности к тому, что человек занимается драматургией.
У Александра Ивановича есть еще одно давно назревшее решение:
– Будем разговаривать с администрацией по поводу того, чтобы нам дали статус муниципального театра и выделили помещение. Нельзя же все отдавать под кабаре, надо что-то оставить и на культуру. Театр должен финансироваться сверху, ведь сфера его деятельности неокупаемая. Театр производит продукт специфический – его ни съесть, ни выпить нельзя, в утилитарном смысле это искусство вообще бесполезно. Особенно сейчас, когда, как сказал в интервью режиссер Дмитрий Астрахан, «наступила эпоха невежества». Театр – это работа на будущие поколения, убедиться в ее результативности сразу невозможно, остановить – смертельно опасно. Власть должна это понимать – иначе какая она власть…
Александр Кононов не уверен в том, что его планы будут воплощены в жизнь. Помешать этому может передача Дворца культуры «Современник», на базе которого существует «Факел», от АЭХК муниципалитету. Какие творческие коллективы городская администрация решит оставить, а какие покажутся ей ненужными? Выбор предстоит нелегкий, но его результат даст нам понять, достойные ли люди стоят во главе Ангарска.