«Уважаемая редакция! На прошлой неделе я получила извещение о том, что должна «Ангарскому водоканалу» 11 тысяч 998 рублей. Но это же неправда! У нас нет задолженности. Позвонила в «Водоканал» по телефону справочной службы – 51-26-46. Диспетчер ответила, что долгов не видит. Счетчики поверены своевременно, показания передаются раз в месяц. Тем не менее предложила прийти на сверку. Я пришла – посмотрела, какая очередь, развернулась и поехала на работу. Как мне теперь доказать, что я не должна эту астрономическую сумму?»
Анна Б.
Интересно, что этот звонок в редакцию на прошлой неделе был далеко не единичным. Платежки с указанием больших долгов получили многие ангарчане. Конечно, первым делом они пошли в «Водоканал». Но, увидев, какая там большая очередь, решили не стоять, а обратиться в редакцию.
Люди утверждают, что они добросовестные плательщики. И, возможно, многие ими и являются. По крайней мере, в случае с Анной, задавшей вопрос в редакцию, так и вышло: женщина делала сверку в апреле этого года, все вышло «чисто». Это же подтвердили и в «Водоканале».
Однако у большинства тех, кто получил платежки с долгами, это вовсе не программный сбой. Как объяснила начальник отдела платежей «Ангарского водоканала» Наталья Наумова, долги могли быть выставлены тем, кто платит ежемесячно, по двум причинам.
Первая – отсутствие своевременной поверки счетчика (либо отсутствие данных об этой поверке в «Водоканале»). Согласно Пункту 81 «Правил предоставления коммунальных услуг», в случае, если данные об очередной поверке прибора учета в необходимое для этого время отсутствуют, платеж за воду начинает насчитываться по нормативу.
«Прибор в таком случае считается вышедшим из строя, – рассказывает Наталья Павловна. – И до того момента, пока его не поверят, платежи начисляются по нормативу. Однако многие граждане даже не знают об этом, продолжая исправно платить по показаниям прибора. А потом, конечно, очень удивляются, когда мы выставляем им долг».
Также долг по нормативу выставляется, если в «Водоканал» своевременно не передаются показания приборов учета. Конечно, тут не всегда виноваты собственники жилья. Бывает, показания не передал ЖЭК (например, ошибся диспетчер). Бывают и случаи массовой непередачи показаний. Так, в 2012 году предприятию пришлось расторгнуть договор с одной диспетчерской службой, которая неточно передавала показания. Увы, результатом стали проблемы у множества ангарчан. Людям пришлось толпиться на сверке, чтобы подтвердить реальные показания приборов учета.
Сейчас, говорит Наталья Наумова, толпиться не надо. Для удобства потребителей есть личный кабинет на сайте, показания принимают управляющие компании, «Салвент». Да и сверку можно сделать в удобное время. К примеру, как раз в то время, когда в редакцию поступали жалобы, проходила вторая «Ночь в Водоканале». С семи вечера и до половины первого ночи сотрудники отдела платежей обслуживали население: проводили сверку, принимали деньги.
Как рассказала Наталья Наумова, в этот раз именно ночью приходили люди, у которых были действительно большие долги. Один потребитель оплатил рекордную сумму – 24 тысячи рублей. Сколько лет он ее копил, конечно, не сообщается. На втором месте – должник с 11 тысячами рублей. На третьем – человек, задолжавший 6 тысяч. И это долги не мнимые, а вполне реальные.
Ну а тем, кто уверен, что ничего не должен, надо все же прийти на сверку, чтобы доказать свою правоту. В свете последних событий желательно иметь с собой не только платежки и показания счетчика, но и документы о поверке (либо замене) обоих приборов учета! Это важно. Ведь платежи «Водоканал» берет не только за холодную воду, но и за водоотведение. Соответственно, при его расчете имеет значение правильность показаний счетчика горячей воды.
Если все в порядке – перед вами извинятся за сбой. Если что-то исчезло из базы данных, к примеру, срок поверки, – внесут. Ну а если долг подтвердится – придется заплатить.