Пенсионерку в супермаркете необоснованно обвинили в воровстве
События вечера 25 октября 72-летняя Лидия Комарова помнит поминутно. В начале восьмого она зашла в магазин, который находится возле ее дома в 15 микрорайоне. Решила купить продуктов на гренки – батон, яйца, молоко. Планировала управиться быстро – скоро по ТВ должна была начаться любимая передача. Но домой Лидия Андреевна вернулась только ближе к девяти вечера. И сразу же выпила таблетку от давления – от пережитого в магазине сердце билось в груди, как раненый зверь в клетке. Родным о произошедшем с ней рассказала только утром следующего дня и тогда же написала заявление в полицию...
«Этот отдел в бывшем «Вояже» открылся примерно год назад, – говорит внучка Лидии Андреевны Влада. – Продуктовый дискаунтер известной в области торговой сети супермаркетов. Бабушка, как и многие местные жители, сразу оценила преимущества магазина самообслуживания – сам выбираешь товар на прилавке, даже конфет и макарон можно наложить в пакет столько, сколько тебе надо. Удобно, но, как оказалось, не всегда безопасно... Даже спустя неделю после инцидента бабушка не может спокойно рассказывать об этом».
Что же произошло в супермаркете? По словам Лидии Андреевны, вечером в магазине было пусто. Пенсионерка прошла в торговый зал, сразу же взяла хлеб с прилавка, пакет молока, подошла к витрине с колбасами. С собой у нее был пакет, куда она и складывала выбранный товар.
«Покупать колбасу не входило в мои планы, но мне показалось, что на прилавке лежит моя любимая салями, – рассказывает Лидия Андреевна. – Я взяла палку колбасы в руки и, так как была без очков, поднесла ее к лицу, чтобы прочитать название. Это оказался «Татарский сервелат». Никогда такую колбасу не покупала и в этот раз не стала. Положила ее на место. После прошла к прилавку с яйцами, взяла десяток и направилась к кассе. На кассе, как обычно, все выложила из пакета, расплатилась. Когда вышла из отдела, почему-то подумалось, что с меня взяли больше за яйца. Я вернулась, оставила пакет с продуктами в камере хранения, посмотрела цену яиц. Прикинула сдачу – все верно! Взяла пакет и пошла в соседний отдел. И вот тут-то почувствовала, как кто-то схватил меня за рукав куртки...»
Женщину за плечо крепко держал охранник продуктового отдела. Со словами: «Пройдем со мной!» – он повел ее к кассе. Вот как рассказывает о произошедшем дальше Лидия Андреевна: «В отделе охранник сразу же стал бесцеремонно тыкать мне. «Выкладывай всё из пакета! Быстро давай!» – скомандовал он. Я растерялась, но подчинилась. Вывернула пакет на стол. Охранник спрашивает: «А колбаса где? Куда дела?» Я ответила ему, что не покупала колбасу. Оказалось, он на записи видеонаблюдения видел, как я брала в руку палку колбасы, а как положила ее обратно на прилавок – нет. Мне эту запись он показал – камера сзади снимала. Момента, когда я возвратила колбасу на витрину, не видно. Но и как в пакет убирала – этого ведь тоже нет! Почему он решил, что я украла ее, неясно. И никакие доводы на него не действовали – он громко, с напором требовал сказать, куда я дела колбасу! Прямо кричал об этом! Я расстегнула куртку, показала, что и под одеждой у меня нет этой колбасы! А охранник еще больше распалился... На шум-гам сбежалось много народу – было невыносимо стыдно находиться в центре этого скандала. Ни один человек не заступился, не приструнил этого мальчишку! Помню, что все это время старалась удержать в голове имя и фамилию, указанные у него на бейдже, – Николай Щеголев. Наверное, имя своего обидчика я теперь надолго запомню».
В какой-то момент Лидии Комаровой стало нехорошо. Щеки горели, в груди давило. Пенсионерка хотела выйти на крыльцо, подышать холодным воздухом, но охранник не пускал, перегородил дорогу, продолжал требовать «украденную» колбасу. Грозил, что сфотографирует «воровку» и повесит снимок на доску позора. Все эти «колбасные» выяснения, по ощущениям Лидии Андреевны, продолжались больше часа. В итоге она сама настояла на вызове полиции. Охранник нажал «тревожную» кнопку. Экипаж ГБР стал настоящим спасением для пожилой женщины – сотрудники полиции посмотрели запись видеокамеры, выяснили, что у покупательницы не обнаружили при себе колбасу, и задали сотруднику магазина единственный вопрос: «На чем основаны обвинения в краже?» Не получив вразумительного ответа, они отпустили покупательницу домой. Опасаясь преследования ретивого охранника, она попросила полицейских немного проводить ее.
«После пережитого бабушка чувствовала себя очень плохо, у нее до сих пор давление скачет, – говорит Влада. – Мы не намерены оставлять это без последствий. Разве можно так обращаться с пожилыми людьми? Так безосновательно обвинять покупателей в воровстве? Заявление о нанесении публичного оскорбления и унижения мы уже отнесли участковому, хотим приложить к нему медицинские документы. Когда на следующий день я пошла в магазин писать жалобу в книгу отзывов, ко мне вышла заведующая – о произошедшем она узнала только от меня. Сказала, что никогда раньше у них не было таких инцидентов и охранник будет наказан. На следующий день свои извинения по телефону принес и начальник службы охраны ООО «Маяк» (это предприятие занимается обеспечением порядка и безопасности в супермаркете), позже он подъехал к нам домой – еще раз лично извинился перед бабушкой за действия своего сотрудника».
Почему сотрудник охраны позволил себе грубость, неправомерные действия по отношению к покупателю и понесет ли он наказание? С этими вопросами мы обратились в ООО «Маяк». Как нам пояснили в компании, Николай Щеголев никогда ранее не превышал своих должностных полномочий. Он работает контролером магазина давно, имеет высшее образование, исполнителен, старателен. Причины его «странного» поведения вечером 25 октября неизвестны. Возможно, они носят личный характер. По итогам служебной проверки было решено уволить его. Так как сделать это надо было быстро, парню предложили уйти «по собственному желанию». Такое желание Николай Щеголев проявил, а вот принести извинения оскорбленной женщине – нет. Вернее, сказал так: «Ну давайте извинюсь, если надо». Но «надо» должно быть прежде всего ему самому... Трудовая у него «чистая», может и дальше трудиться охранником, но с подобным отношением к главным людям в торговле – покупателям – и непониманием правовых основ своей работы далеко не уедешь. Уважающие себя и свою репутацию торговые компании таких долго не держат.
Понятно, что далеко не все клиенты магазинов обладают безупречной честностью. Покупатель покупателю рознь. Администрация торговых отделов потому и нанимает сотрудников частных охранных агентств, чтобы сократить потери от неоплаченных покупок. Но и переходить границы дозволенного законом сотрудники службы безопасности не должны. Тем более в отношении пожилых покупателей, близко к сердцу переживающих публичную «порку». Эта история напоминает нашумевший случай в Санкт-Петербурге, когда в прошлом году, буквально через неделю после празднования 71-й годовщины снятия блокады Ленинграда, 81-летняя блокадница Рауза Галимова была обвинена охранником супермаркета в краже трех пачек масла, которые забыла выложить из корзинки на кассе. Пожилая женщина не пережила позора, сердечный приступ случился с ней прямо в отделении полиции, куда ее доставили и где она умерла. К счастью, у нашей истории иной финал. Впрочем, точку ставить еще рано – дождемся результатов проверки правоохранительнымиорганами всех обстоятельств того конфликта.
...«Почему вы решили, что больше в тот магазин я ходить не буду? – ответила вопросом на вопрос в конце нашей беседы Лидия Андреевна. – Я перед ними ни в чем не виновата! Тем более что своего некомпетентного сотрудника они уволили. Я запомнила, что «Татарский сервелат» стоил 140 рублей. И это цена моего унижения! Столько лет работала в ОКБА с драгметаллами – ни разу нареканий и подозрений не было. А тут такой кошмар... Надеюсь, этого больше не повторится никогда».
Комментарий юриста
Евгений Иванов, руководитель Ангарского правозащитного центра:
– Деятельность каждого охранника регламентируется законами «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и «Об утверждении инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению ОВД контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ». Исходя из содержания этих нормативных актов, охранник не имеет права удерживать покупателя, грубить ему, предъявлять обвинения, досматривать личные вещи и одежду. Если есть основание подозревать кражу, единственно верным будет вызвать на место происшествия полицию. И сделать это надо незамедлительно!
Представители службы охраны имеют право проверить чек, ПОПРОСИТЬ открыть сумку и сопроводить в подсобное помещение. Если ваши планы не совпадают с ожиданиями охранников, вы можете им не подчиниться и отправиться восвояси.
Что делать, если охранник превысил свои полномочия? Жаловаться и еще раз жаловаться, причем только в письменном виде. Если охранник оскорбил вас, нанес телесные повреждения, сразу пишите заявление в полицию или в лицензионно-разрешительную службу. Эти организации обязаны провести проверку по факту нарушения. В данном случае советую пострадавшей пенсионерке довести дело до конца и привлечь превысившего свои полномочия сотрудника к административной ответственности.