Эта история произошла в одном из казенных учреждений города. Сразу оговоримся – указание на вид учреждения обязательно, потому что это имеет прямое отношение к делу: в организациях такого типа все бумаги заполняются строго по закону, а Трудовой кодекс соблюдается неукоснительно. Тем не менее даже в таких условиях порой случаются «нештатные» ситуации.
Владимир (назовем его так) устроился на работу водителем. Два месяца мужчина честно, как он говорит, выходил на работу и выполнял свои прямые обязанности – водил автобус. Но по истечении второго месяца работодатель решил Владимира уволить. В редакцию водитель позвонил с вахты учреждения. И пожаловался на то, что он уже третий день стоит здесь с восьми утра до пяти вечера. Вроде как без соблюдения такого условия.
Честно говоря, это вызвало удивление. Это ж что такое должно было случиться, чтобы человек ради увольнения целыми днями на вахте стоял? Издевательством попахивает...
Однако на месте выяснилось, что личного конфликта между работником и его руководителем нет. По словам директора учреждения, водитель был принят на работу с испытательным сроком три месяца. Срок этот он не прошел. Через два месяца директор понял, что работник его не устраивает. О чем водителю и сообщили, как положено по ТК РФ, за три дня до расторжения договора.
Почему же эти три дня он стоял на вахте? Как объяснила завхоз (а именно ей подчиняется водитель по штатному расписанию), Владимиру просто... негде отработать оставшееся до увольнения время.
Автобус находится в автосервисе на ремонте. А что водителю делать в пустом гараже? Владимир уже сдал рабочее место и материальные ценности (резину, запчасти и т.п.) завхозу по описи. Претензий к нему нет. Но и в гараж после передачи ценностей он заходить не может. Так что остается просто ждать увольнения.
Неужели этой процедуры необходимо ждать, стоя около входной двери? Ведь есть же отгулы, к примеру. Увы. Заявление на отгулы Владимир первым делом написал. Но директор, опять же руководствуясь буквой закона, отказал сотруднику. Причиной официального отказа стало… отсутствие переработанного времени, за которое можно дать отгул. Водитель, согласно трудовому договору, под которым он сам подписался, имел ненормированный рабочий день. А если нет нормы – откуда переработка?
Вот и осталось: либо взять отпуск без содержания, либо приходить на работу и стоять весь день на вахте, чтобы по 33 статье за прогул не уволили. Причем, повторимся, в этой истории конфликтов нет. Просто каждый делает все по закону. Водитель (кстати, пенсионер, которому непросто найти подработку) не захотел терять оплату даже за три рабочих дня – для него это деньги.
Но неужели в законе из подобной ситуации нет выхода, кроме как стоять, «украшая» вход?
К делу подключился юрист. И выяснилось: выход есть. Ведь не только директор может уволить водителя, если тот ему не понравился, но и водитель в период испытательного срока имеет право уволиться по собственному желанию. Причем в любое время. Закон разрешает в данном случае, если нет производственной необходимости, даже не отрабатывать. Поэтому можно уйти, как только директор заявление подпишет.
Директор сделать это тут же согласился. Не против был и водитель, сразу же написавший заявление. А уж как рады были вахтеры, которые жалели пожилого мужчину, стоявшего по 9 часов в день на вахте!
Вот так в итоге всё разрешилось миром.
•••
В чем же мораль этой истории? Да в том, что закон – это, конечно, наше всё. Но, следуя ему буквально, можно попасть в смешную и глупую ситуацию. Именно поэтому мы не указываем ни названия учреждения, ни реальных имен действующих лиц. Ведь, поверьте, это вполне уважаемые в городе люди. И вроде ничего плохого не сделали. Но... три дня человек стоял на вахте. И почему-то всех (кроме вахтера и посетителей) это устраивало. Да, может, он не понял, что уволиться самому в данном случае удобнее и выгоднее. Так вы объясните ему, тем более что конфликта нет! Что это? Равнодушие? Или, как говорили в советское время, бюрократизм? Непонятно. Но как-то не по-человечески получилось.