Призыв местных властей к собственникам жилья брать управление имуществом в свои руки всерьез восприняли немногие. Пассивное отношение к жизни вкупе с русской народной ленью сделали страшное дело – мы готовы терпеть непрофессионализм, ничегонеделание управляющих компаний, злоупотребление имеющейся у них властью, лишь бы не принимать самостоятельных решений. Удобно и спокойно, но очень напоминает позицию страуса. Однако и те, кто хочет самостоятельно управлять своей личной квартирой, наталкиваются на противостояние со стороны управляющих компаний. Стена, незаконно воздвигаемая жилищниками, крепка – ударившись о нее, разбилась уже не одна инициатива ангарчан.
Тем не менее, жильцы трех домов 178 квартала на очередном собрании собственников смогли принять серьезное решение – отказаться от услуг своей управляющей компании. Эту территорию обслуживает РСП ОАО «ДОСТ», с июля 2002 года – «пилотный проект №1» в Ангарске по внедрению эффективной модели управления жилищным фондом. Но жители 178 квартала утверждают: эффективным управлением здесь и не пахнет. По крайней мере, на их территории работниками компании мало что делалось. Начиная с уборки подъездов, которая до сих пор хорошо если производится раз в месяц, и заканчивая продолжавшейся два года безуспешной борьбой с грызунами, атаковавшими дома от первого до пятого этажа. Работы начали производиться тогда, когда жильцы стали регулярно собираться для обсуждения ситуации и поиска выхода из нее. Перед одним из таких собраний и трава во дворе была скошена, и валявшийся месяцами строительный мусор вывезен. Несмотря на это, инициативная группа начала свою работу.
Внимательно ли вы изучаете отчеты своей управляющей компании? При этом обычно наблюдается следующая закономерность. Если сесть за них с карандашом и просчитать все траты, соотнося их с реально производимой работой, то и без экономического образования можно обнаружить приписки практически по каждому пункту отчета. Кроме того, из этого документа, где указывается наименование работы и ее стоимость, никак нельзя узнать, из чего она складывается. В руки одной из жительниц совершенно случайно попал в марте этого года один такой отчет – он и стал причиной возникновения инициативной группы 178 квартала и последующего отказа 3-го, 4-го и 5-го домов от услуг ДОСТа.
– Судя по отчету за 2009 год, предоставленному управляющей компанией седьмому дому, – рассказывает Олег Новиков, член инициативной группы, – в каждой из 60 его квартир два раза в год прочищали засоры. А самое интересное – сделанное в первых строках заявление о том, что процент собираемости квартплаты с дома составляет 97,3 и долг жильцов составляет что-то около 5 тысяч рублей. После подробного перечня работ эта мизерная задолженность вдруг перерастает в 201 тысячу! Но ведь люди-то у нас не слепые и не безграмотные. Это в жилищной компании к ним такое отношение, как будто они не умеют считать и совсем ничего не понимают. На собрании собственников мы не приняли отчет управляющей компании, потребовали от нее предоставить дополнительные документы, установили собственный тариф на ремонт и обслуживание общего имущества, но и то, и другое ДОСТ проигнорировал. «Вы неправомочны», – неоднократно заявляли в компании собственникам жилья, по сути – собственным нанимателям.
Живущие в нашем доме бабушки, убедившись, что ЖЭК продолжает считать квартплату по-старому и у жильцов накапливается «долг», снова стали платить по общегородскому тарифу. И это только некоторые факты. Дальше так продолжаться не могло. Мы стали искать выход из ситуации, консультировались со специалистами – большую помощь в этом оказало Ангарское объединение потребителей. Там мы узнали, что, по закону, у собственников есть несколько вариантов управления своим имуществом. Положиться на управляющую компанию – раз. Второй путь – осуществлять непосредственное управление, когда за каждым собственником закрепляется часть собственности, за которую он несет ответственность. И наконец, создать товарищество собственников жилья для совместного управления имуществом с возможностью решать на общем собрании, каким способом обслуживать свой дом, привлекать ли специалистов-профессионалов или обходиться своими силами и сколько денег тратить на работы.
Непосредственное управление нам не по силам. Пригласить на нашу территорию другую управляющую компанию – значило бы поменять шило на мыло. Сейчас, правда, рассматриваем возможность заключения договора не с управляющей, а с обслуживающей компанией – две таких в городе нашлось. Основное их отличие от управляющей в том, что необходимые работы будут инициироваться, а их выполнение – контролироваться жильцами. Оптимальным вариантом было бы создание товарищества собственников жилья. В ТСЖ средства расходуются экономнее и осуществлять контроль над расходами намного проще: оно является юридическим лицом и имеет свой расчетный счет, платежи поступают только на него и расходуются на нужды дома (или нескольких домов). При этом достаточный тариф по квартплате составил бы 6,35 рубля, а не 11,12, как в ДОСТе.
В инициативную группу входят люди теперь уже опытные, закаленные «перепиской слепого с глухим» – как они называют обмен письмами с руководством ДОСТа, длящийся несколько месяцев. Управляющая компания не воспринимает жильцов как собственников и, судя по отпискам, не считает себя обязанной хоть в чем-то перед ними отчитываться. Жильцы изучили все сопутствующие законы, и юристам компании больше их не запутать. ДОСТ остается на обслуживании домов-бунтарей до 29 октября. За расторжение договора с компанией на собрании проголосовало 60 процентов собственников. Выбрать форму управления домами им предстоит в ближайщее время. Но уже сейчас в почтовые ящики подбрасываются анонимные листовки, призывающие проигнорировать создание ТСЖ. Среди местных бабушек распространяются слухи, что дома зимой без ДОСТа замерзнут, и те готовы даже переплачивать – лишь бы все оставалось по-старому. Тем не менее, инициативная группа продолжает свою работу. И главное для них сейчас – беседовать со своими соседями, объясняя им все преимущества хозяйского управления своей собственностью.