Микрорайон Юго-Восточный, несмотря на название, по-прежнему является поселком. Люди здесь живут в домах-бараках со своими огородиками. Только пару лет назад провели освещение на центральной улице. На работу, учебу, в поликлинику отсюда ездят в город. Поэтому общественный транспорт здесь — беда и выручка. Правда, в последние годы в основном беда.
К сожалению, уже сложилась плохая традиция: после Нового года перевозчик отказывается работать на этом маршруте — невыгодно. Но надо отдать должное администрации АГО — прекращения транспортного сообщения она не допускает, изыскивает резервы, договаривается с другими предприятиями-автоперевозчиками, чтобы выводить микрорайон из транспортного коллапса. В этом году решено было принять превентивные меры: жителей пригласили обсудить сокращение количества рейсов, дабы совместно выбрать те, которые наименее загружены, и сохранить самые необходимые.
— Не секрет, что ваш маршрут по километражу больше напоминает междугородные перевозки. Оптимизация необходима, чтобы не потерять маршрут и сохранить автоперевозчика. Тем более что осенью уменьшился пассажиропоток в связи с закрытием дачного сезона. Мы несколько раз встречались с рабочей группой, состоящей из жителей поселка, и постарались учесть все их пожелания, — с этих слов начала свое выступление Василина Шунова, начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО.
С ней трудно спорить. Ведь на самом деле протяженность маршрута до Юго-Восточного сравнима с длиной дороги до Одинска. Только жители села платят за поездку до города 42 рубля. Это является экономически обоснованным и потому выгодным перевозчику, поэтому там проблем с автобусами не возникает. А жители Юго-Восточного — всего 20 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Администрация АГО к выступлению подготовилась основательно. Накануне был проведен мониторинг количества перевезенных пассажиров.
— Мы предлагаем рейс с автостанции на 10.00 перенести на 10.15, рейс на 10.45 с автостанции — на 11.00. Рейс на 11.30 с автостанции объединить с рейсом на 12.15 и наметить отправление автобуса на 12.00. Мы оставляем все дневные рейсы, чтобы школьники смогли без проблем добираться домой. Только рейс на 14.45 будет перенесен на 15.00, рейс на 15.30 — на 15.45, а рейс на 16.00 убран. Рейс на 17.00 объединим с рейсом на 17.30. Предлагаем убрать рейс на 19.30 и оставить на 20.30, — читала по табличке Василина Витальевна.
В подтверждение ее слов Елена Воронова, начальник отдела транспорта и связи администрации АГО, привела данные мониторинга: «В 7.30 с автостанции в Юго-Восточный приезжают 50 человек, а на 19.30 — всего 12 человек. В 20.15 с автостанции едет всего 7 человек».
Но жители не согласились с последними заявлениями специалистов администрации и заявили, что несколько последних рейсов нужны, чтобы все работающие могли добраться домой.
— Вы убираете рейсы легким росчерком пера и не можете нас понять, потому как у вас, городских, всегда есть альтернатива — к каждой остановке приезжает несколько автобусов разных маршрутов. У нас он единственный, и значение имеет даже минута опоздания, ведь бывали случаи, когда водители видели бегущих к машине людей, в том числе и детей, но все равно закрывали двери и уезжали. В таком случае не остается ничего другого, как ждать другого автобуса на морозе полчаса и больше, — возмущались жители поселка.
В ответ Василина Витальевна объяснила, что в городе совсем другая структура пассажиропотока: на каждой остановке заходят и выходят разные люди. А в Юго-Восточный и из него каждый день ездят одни и те же лица, так что выручка у перевозчика фиксированная: «Мы пытаемся оптимизировать расписание и затраты на перевозки, чтобы и вы не стояли подолгу на остановках, и автобусы не ходили полупустыми».
Далее Шунова едва успевала отвечать на задаваемые вопросы.
— Почему так получается, что и вам, и нам перевозчики ставят условия?!
— Мы не освобождаем их от ответственности. На автотранспортное предприятие, которое «бросило» вас в прошлом году, администрация подала иск на один миллион рублей. Но пока суд да дело, вас нужно было возить! Не хотелось бы, чтобы и в этом году повторилась та же ситуация.
— Почему нас не возит МУП «Ангарский трамвай?»
— Потому что у предприятия нет лицензии на автоперевозки. В прошлом году оно делало это вынужденно, поскольку не было иного выхода. Причем тогда от администрации города автотранспортному предприятию предоставлялась еще и субсидия за перевозки по отдаленным маршрутам. Прокуратура нам по этому поводу вынесла протест и рекомендовала организовывать перевозки так, чтобы фирма работала, а мы ей за это деньги не доплачивали. Вот мы и пытаемся это сделать.
— Почему администрация АГО продала муниципальные автобусы в Иркутск? Почему нет муниципального предприятия по автоперевозкам? Зачем в трамваях установили терминалы для считывания льготных проездных?
— Транспорт мы были вынуждены продать, потому что, простаивая, он обесценивается. Муниципальное предприятие «Ангарский трамвай» находится в плачевном состоянии и в то же время, как я уже объясняла, не может получать субсидии по перевозкам. Терминалы принесли «Ангарскому трамваю» абсолютную пользу, потому что благодаря учету предприятие смогло получить из областного бюджета 12 миллионов компенсации за проезд льготников.
— Хотим узнать: кто участвовал в конкурсе на перевозки по нашему маршруту и была ли среди них Автоколонна 1951?
— Заявки подало три автоперевозчика, Автоколонна 1951 заявку не подавала. Мы готовы ей предложить этот маршрут, но не получится ли так же, как было в Цемпоселке два года назад, когда она неожиданно отказалась от перевозок и пришлось обращаться к другим транспортным предприятиям, чтобы они поставили свои автобусы на маршрут?
После обсуждения качества перевозок и чистоты в автобусах администрация АГО и жители пришли к некоему консенсусу: провести еще один мониторинг количества пассажиров, но уже совместно с жителями поселка Юго-Восточный. Чтобы все было по-честному.
Действительно, можно долго возмущаться и требовать, чтобы все рейсы оставались на месте. Или понять, что сейчас речь идет уже о сохранении самого маршрута. Безусловно, в Юго-Восточном живут такие же люди, как и в городе, и им тоже нужно с комфортом добираться на работу и домой. Но ведь их никто не лишает проезда совсем. Остается только искать компромисс. Ведь лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Фото автора