В России могут появиться новые автомобильные и мотоциклетные номера. Пересмотр действующих ГОСТов готовится структурами МВД РФ. Планируется, в частности, уменьшить размер номерных знаков для мототехники. Владельцам американских и японских машин, возможно, будут выдавать задние номера нового формата, напоминающие мотоциклетные. Собственные госномера могут появиться и у ретро- и спортивных автомобилей.
Разработку новой редакции госстандарта для номерных знаков начал Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД России. Действующий ГОСТ-50577 выпущен еще в 1993 году. Необходимость его пересмотра связана с рядом накопившихся проблем. В частности, большая часть продаваемых в РФ мотоциклов — зарубежного производства. Площадка под задний номер, установленная на заводе, меньше по размерам, чем российский знак (245 мм на 160 мм). В случае, когда байк покупается у официальных дилеров, компания предоставляет клиентам переходники-рамки. Однако, как показывает практика, они недостаточно надежны: поток ветра на больших скоростях может погнуть или оторвать номер. Байкеры, которые ввозят мотоциклы в Россию самостоятельно, далеко не всегда используют переходники, а порой сознательно ставят номера с нарушением (загибают края, переворачивают знак и т. д.). В новой редакции ГОСТа планируется размеры заднего мотоциклетного номера пересмотреть, чтобы он соответствовал западным стандартам.
ГОСТ хотят пересмотреть и для легковых автомобилей. В России по-прежнему много зарубежной техники (японская, американская) с нестандартными местами для крепления знаков. Штатные отверстия на площадках порой не совпадают с отверстиями на номерах. Автовладелец не имеет права сверлить дополнительные отверстия в номерном знаке, за это предусмотрен штраф в размере 500 руб. Для удобства граждан, хотят разрешить делать отверстия в номере, но в определенных местах. Также не исключено и появление в стандарте прямоугольных задних номеров под штатные крепления иномарок.
В МВД думают о том, чтобы перенять западный опыт идентификации ретроавтомобилей. В некоторых странах владельцам таких машин выдаются специальные номера, которые дают собственнику право эксплуатировать транспортное средство при соблюдении ряда условий: только по выходным, вдали от скоростных автострад, на определенном расстоянии от места проживания собственника и т. д. Аналогичная ситуация — с машинами для соревнований. Для них тоже необходимо вводить особый вид номерных знаков и особые условия пользования, считают авторы инициативы, поскольку порой ралли проходят по дорогам общего пользования.
Эскизы новых номеров уже разработали в Российской автомобильной федерации (РАФ, президент — экс-глава ГИБДД России Виктор Кирьянов), направив их в МВД. Пересмотр ГОСТ-50577 заложен в план по стандартизации на 2017 год. Публичное обсуждение первой редакции стандарта должно начаться в сентябре 2017 года, окончательная редакция будет готова в мае 2018 года. Утверждение нацстандарта запланировано на октябрь 2018 года, через 3-18 месяцев после этого документ может вступить в силу.
Отметим, что автономера для региональных подразделений ГИБДД закупаются примерно раз в год Центром специального назначения в области безопасности движения МВД. Последние несколько тендеров (отдельно для каждого федерального округа) прошли летом 2016 года. В ЦФО, например, конкурс выиграло столичное АО «Знак» (контракт на 120 млн руб. на изготовление и поставку 525,5 тыс. номеров), в СЗФО — ООО «Типография N2» (контракт на 30,2 млн руб., изготовление 132 тыс. знаков).
Производители мотоциклов идею поддержали. Уменьшение номерного знака будет правильным решением, которое будет стимулировать мотоциклистов устанавливать его на штатное место. Потому что большие номерные знаки становятся источником заметной вибрации или причиной трещин на заводском кронштейне для номера. В ряде случаев мотоциклисты используют переходники. Их стоимость входит в комплекс предпродажного обслуживания мотоцикла. Некоторые байкеры делают их своими руками. Но введение новых знаков меньшего размера избавило бы мотоциклистов от лишних трат.
Но запланированные НИЦ нововведения должны быть увязаны с особым порядком регистрации и некоторых категорий автомобилей. Например, владельцы ретроавтомобилей сегодня платят полноценный транспортный налог, хотя на дороги выезжают несколько раз в год. В результате коллекционеры свои машины порой вообще не регистрируют. Реставраторы восстанавливают автомобили времен войны или менее старинные «Волги» и «Победы», собирая по частям. А зарегистрировать их сложно.
Что касается спортивных автомобилей, то регистрация их необходима прежде всего для возможности выезда за рубеж на соревнования, чтобы не вызывать вопросов у таможни. Но по факту это сделать почти невозможно, потому что каждая такая машина с конструктивной точки зрения уникальна. Хотя спецномера для спортивных машин есть в некоторых европейских странах, а спецзнаки серии «Спорт» существовали и в СССР.
Иван Буранов