Новый учебный год начался не так давно, но уже приносит награды достойным. На прошлой неделе Виктор Меньшов и Петр Бакалов, директора школ №15 и №17, опытные педагоги, награждены почетными грамотами мэра за многолетнюю эффективную финансово-хозяйственную деятельность и качественную подготовку школ к учебному году. Лишь эти руководители сдали учреждения образования к учебному году без нареканий. О том, тяжело ли быть директором, мы поговорили с Петром Бакаловым.
У Петра Григорьевича этот год урожайный на юбилеи: 70 лет как родился, 45 лет как демобилизовался, 45 лет как женился, 45 лет назад, вслед за женой, стал ангарчанином. А еще в этом году – 45 лет его педагогической деятельности.
То, что он едет «на все готовенькое» – в готовый принять жить и работать его, молодого специалиста, город – поначалу смущало Петра Григорьевича. Но попутчики по купе поезда восторженно рассказывали о молодом, перспективном, строящемся Ангарске – и глаза выпускника факультета иностранных языков Уссурийского педагогического института горели. Первые годы Петр Бакалов работал учителем русского, литературы и английского языка. Знакомился с обстановкой, нарабатывал опыт. Через несколько лет Петра Григорьевича утвердили в должности заместителя директора седьмой школы. Молодой специалист сразу зарекомендовал себя как талантливый педагог, но от кресла директора несколько раз отказывался: считал, что еще рано.
В 1977 году Петр Бакалов все же стал директором, он возглавил коллектив школы №35. А еще через десять лет, когда началась перестройка, молодые амбициозные учителя только что построенной школы №17 захотели видеть его, тоже молодого, но уже опытного, своим руководителем. С тех пор, с 1987 года, он и является директором 17-й школы.
– Петр Григорьевич, почему вы не сразу согласились занять должность директора?
– Я морально не мог себе этого позволить. Считаю, что прежде чем стать директором, нужно поработать сначала учителем, затем завучем. Тогда «побываешь во всех шкурах» и будешь точно знать, какова та или иная работа. И только потом сможешь стать хорошим руководителем.
– Вы руководите большим коллективом 38 лет. Для себя вы вывели составляющие идеального руководителя?
– Ну, идеальных, конечно, не бывает. Всегда есть качества, которые нужно совершенствовать. Но прежде всего директор должен понимать, что он – не власть, а зависимый человек. Нагрублю я, например, уборщице, она развернется и уйдет, и некому будет мыть полы. И что я этим докажу? Лишь то, что ничего не понимаю в своей работе.
Я придерживаюсь демократического стиля управления и считаю, что если не показывать людям свою власть, а дружить с коллективом, то все свои обязательства персонал будет выполнять. А чтобы общаться с работниками на равных, я просто обязан во всем разбираться! Например, если у меня нет сантехника, я беру ключ в руки и иду краны крутить. Заметил, что и 15 минут не могу посидеть на одном месте! Даже когда нахожусь на уроках у преподавателей, спустя некоторое время начинаю ходить по классу и смотреть, как ребята работают в тетрадях, проверяю дневники. Только так может работать руководитель. Он должен быть хорошим хозяйственником, финансистом, добрым, порядочным, внимательным, отзывчивым человеком.
– Почетную грамоту мэра вы получили, прежде всего, за финансово-хозяйственную часть своей работы. Как вам удается на протяжении многих лет быть лучшим в этой сфере?
– Награды меня никогда не волновали (Пётр Григорьевич – ветеран педагогического труда, имеет знак «Отличник народного просвещения», имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» – прим. авт.). Я даже испытываю смущение, когда их получаю. Лучшая награда – это слаженная работа коллектива и благодарность учеников и их родителей.
Наш рабочий персонал старается четко выполнять все предъявляемые к школам требования. Учебное заведение должно соответствовать всем санитарным нормам, чтобы дети чувствовали себя уютно, не болели. Все требования пожарной охраны, огнетушители, краны, водоснабжение – все должно быть в норме.
– Но эти требования стараются выполнять все школы. Однако именно 17-я уже много лет подряд проходит приемку без замечаний.
– Наверное, потому, что я очень рьяно отношусь к этому делу. Залезу в каждую дырку, посмотрю, все ли исправно. Только когда сам уверен в полной готовности школы к приемке, представляю работу городской комиссии.