«Спрос рождает предложение» – этот основополагающий тезис экономики знают все. Он реально работает: есть спрос на жилье – и, как грибы после дождя, лезут из земли многоэтажки. Люди готовы влезать в долги на десятилетия вперед, лишь бы только иметь в собственности квадратные метры.
Другой атрибут престижа – личный автомобиль. Знаю семьи, сидящие на голодном пайке, лишь бы можно было с ветерком проехаться на красивой машине по городу. Но железный конь требует соответствующего стойла. Оставлять во дворе машину страшновато – угонят. Поэтому покупка гаража – головная боль многих автовладельцев.
Гаражно-строительные кооперативы кольцом окружают Ангарск. Стоимость бокса в них начинается от 200 тысяч рублей. Она зависит от наличия отопления, смотровой ямы, расположения ГСК и самого гаража внутри кооператива, степени доверия к председателю кооператива. Но большой минус варианта этой покупки – отдаленность. Сколько было случаев, когда поздно возвращающиеся домой мужчины становились жертвой нападения злоумышленников? Да и времени жалко.
Хорошо, когда гараж находится не то чтобы рядом с домом, но хотя бы в том же микрорайоне или по соседству. Предприимчивые ангарчане быстро это смекнули, и вот уже бетонные коробки стали расти внутри жилых массивов.
Естественно, радости у жильцов окружающих домов это обычно не вызывает. Под гаражи вырубили сосны за загсом, прямо под окнами САПЭУ. До сих пор там висит объявление об их продаже. Не успел директор школы №38 переставить забор, как на освободившемся пятачке тут же появилась растяжка «Продам…» – по форме застройки явно видно: тут гаражи будут. А недавно забили тревогу жители 32 и 33 микрорайонов. Там ни школы, ни садика нет, хотя живут в основном молодые семьи, а вот гаражи – пожалуйста! С их строительства деньги можно получить легкие и быстрые.
Так, гараж размером 6х4 метра в 32 микрорайоне стоит 800 тысяч рублей. Это за коробку, место для смотровой ямы, подведенное электричество, счетчик, розетку и патрон под лампочку. Отопления в этих гаражах не предусмотрено. Впрочем, как и централизованной охраны – нужно будет устанавливать сигнализацию. А как насчет документов? Приятный женский голос по телефону сообщил, что земля под ними в собственности, так что с оформлением недвижимости проблем не будет.
При этом оказалось, что у застройщика это не единственные гаражи – также он ведет строительство в 278 квартале, вдоль забора онкологии. Здесь из 45 боксов свободны только три, стоимостью по 350 тысяч рублей каждый. Мы же говорили, что это выгодное дельце!
Только вот жильцы микрорайонов так не считают. Лидия Николаевна, жительница дома №6 в 33 микрорайоне, вспоминает, что когда они сюда переехали, то лес прямо к дому подходил. А сейчас у них под окнами построили бетонные боксы, дорога от которых проходит прямо под окнами жильцов. Шумно, вонюче и небезопасно.
– У нас есть подземный гараж, не вижу необходимости еще и надземные сооружать. И вообще, поначалу висело объявление, что здесь гостиничный комплекс будет! Обманули, а мы теперь как будто внутри гаражно-строительного кооператива живем! Перед домом №11 тоже начали что-то возводить, говорят, химчистку, но я что-то в этом сомневаюсь. Никто не будет вкладывать такие средства в малодоходный бизнес. И вообще – должен же быть в городе какой-то план застройки! Чтобы не строили кто что и где захочет, – возмущается женщина. И добавляет, что если бы школу или садик начали делать, так жильцы только спасибо бы сказали.
В таком же положении оказались и жители 32 микрорайона. Кому нужно, чтобы вместо сосен и берез тоже были бетонные коробки? Кому-то – прибыль, а кому-то и погулять выйти некуда, воздуха свежего глотнуть.
Куда же смотрит администрация города? Кто выдает разрешения на строительство таких объектов? Комментарий к сложившейся ситуации нашей газете дал Сергей Борискин, заместитель председателя КУМИ администрации АГО. По его словам, согласно Градостроительному кодексу разрешение на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования получать не нужно. Что относится к строениям и сооружениям, Градостроительный кодекс не расшифровывает. А ведь к ним можно отнести и склады, и прачечные, и химчистки… Которые потом волшебным образом превращаются в гаражи. Ну неужели с этим ничего нельзя поделать? Оказывается, выход есть.
– Для государственной регистрации права на недвижимый объект, чтобы потом иметь возможность его продать, сначала нужно получить разрешение на его ввод в эксплуатацию. И вот в этот момент у владельцев построенной недвижимости могут возникнуть проблемы. Поэтому гражданам не стоит торопиться отдавать свои деньги за постройки без документов. В этом случае покупку надлежаще не зарегистрированных объектов можно сравнить с дележом шкуры неубитого медведя. Вполне можно попасть впросак, – советует Сергей Васильевич.
На самом деле сейчас юристы администрации АГО готовят документы в суд по гаражам в 33 микрорайоне, поскольку застройщик вышел за пределы отведенной ему территории. Например, только в сторону жилого дома на 1,5 метра. Если суд примет соответствующее решение, то гаражи придется сносить.
Но кто их вообще разрешил строить? По словам Сергея Борискина, земельный участок в 33 микрорайоне был предоставлен застройщику в 2014 году, еще при предыдущей администрации. А землю в 32 микрорайоне отдали в 2013 году в собственность путем обмена на землю в районе улицы Песчаное Кольцо в Байкальске. (Напомним, тогда местные жители два года боролись против застройщиков, защищая сквер, посаженный руками их отцов.) В 32 микрорайоне согласно документам должны были быть построены объект торговли, общественные туалеты, автомобильная стоянка.
Пока суд да дело, лучше не покупать гаражи с сомнительной «репутацией», чтобы потом не остаться у разбитого корыта.