В Музее часов закончила свою работу выставка «Хайтинский фарфор» из частной коллекции Марины и Андрея Наширбановых. Она пользовалась большой популярностью у жителей нашего города. Оказалось, многим из них тема выставки очень близка. Сотрудники музея не раз замечали, что, когда выставка заканчивает свою работу, вдруг откуда-то появляется новая информация, встречаются интересные люди. Так случилось и в этот раз. За две недели до закрытия выставки «Хайтинский фарфор» случайно удалось познакомиться с женщиной, которая знает о Хайтинской фарфоровой фабрике не понаслышке.
Зоя Ивановна Попова (в девичестве Нечаева) родилась и выросла в поселке Мишелевка. Предки семьи Нечаевых стояли у истоков фарфорового производства в Сибири. Они приехали с запада России еще в начале XIX века, когда завод на таежной речке Хайта только начинал свою работу. Как известно, основателями Хайтинской фабрики были крестьяне (бывшие перевозчики глины) Филипп и Даниил Переваловы. В 1869 году фарфорово-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых дала первую продукцию. Наивысшего расцвета фабрика достигла в конце XIX века при Иване Данииловиче Перевалове, который получил ее по наследству. В семье Нечаевых хранятся воспоминания об этом времени.
Родная бабушка Зои Ивановны по материнской линии Анна Быкова была на фабрике одной из лучших мастериц по росписи золотом. Она рассказывала, что Перевалов заботился о своих рабочих, а они его хвалили и очень уважали. Помнила бабушка добротную усадьбу Перевалова с ухоженным садом, прудом и зданием домашнего театра. В 1907 году Иван Даниилович Перевалов был убит по дороге из Иркутска. Поговаривали, что он стал жертвой грабителей. После трагедии рабочие фабрики на собственные деньги поставили на могиле Перевалова красивую ограду. Зоя Ивановна помнит ее с детства. Если Зоя с мамой шли мимо кладбища, то обязательно останавливались возле могилы. Мама подводила дочь к ажурной ограде и почтительно говорила: «Здесь хозяин наш покоится, дочка». «Хозяин» – так называли Перевалова все рабочие фабрики.
После смерти Перевалова в его усадьбе был устроен детский сад. Именно туда родители уводили маленькую Зою, когда шли на работу. Кстати, познакомились мать с отцом тоже на фабрике. Клавдия Николаевна и Иван Михайлович вместе работали в формовочном цехе. В семье Нечаевых было шестеро детей, и все они в последующем работали на Хайтинской фабрике. Здесь же мастерами по производству работали двоюродные братья Зои – Юрий и Владимир Нечаевы. Семья жила в достатке. Вели хозяйство, держали скотину. Мишелевка в то время была зажиточной деревней, фарфоровый завод обеспечивал работой большую часть населения. Существовали и отдельные артели, например, по пошиву одежды или обуви. «Жители Мишелевки много работали, не было пьянства», – вспоминает Зоя Ивановна.
Но пришли тяжелые времена. Началась война. Зое Ивановне тогда было всего шесть лет, но горькие воспоминания навсегда остались в ее памяти. Во время войны производство фарфора сократили, завод перешел на выпуск изоляционно-технического фарфора и химической посуды. Осенью 1941 года прибыло оборудование с Ленинградского абразивного завода имени Ильича. Трудилась на изготовлении абразивов для танков и мать Зои Ивановны – Клавдия Николаевна. В голодные военные годы рабочим завода давали похлебку. Чтобы накормить шестерых детей, Клавдия Николаевна отдавала им всю свою порцию. Выносить еду за пределы завода строго запрещалось, поэтому приходилось переправлять котелок с похлебкой через ограду. Дети ждали его по ту сторону забора. Иногда из-за неловкости или поссорившись, дети опрокидывали котелок. «Это было настоящим горем», – вспоминает Зоя Ивановна.
После войны жизнь стала потихоньку налаживаться. Окончив 10 классов, Зоя два года училась при фабрике на живописца, потом работала на росписи посуды. После войны производство фарфора возобновилось в полную силу. Фабрика выпускала в год до 35 млн изделий, которые развозились по всем городам огромной страны.
Живописный цех считался самым престижным на фабрике. Там могли трудиться только работники с образованием. Чистота, белые рубашки – все на высшем уровне. В цехе одновременно работало 50-60 человек, по большей части женщины. Коллектив был очень дружный. Старшие, более опытные, живописцы помогали советами молодым. Каждая из работниц цеха стояла на росписи одного вида посуды. Меняли их редко, ведь, чтобы повысить производительность, каждая мастерица должна была «набить руку», поэтому одни расписывали только тарелки, а другие – только кружки. За все время работы на фабрике Зое Ивановне приходилось расписывать разную посуду, но больше всего ей нравились чашечки – маленькие, легкие. Роспись сервизов доверяли только самым ответственным и опытным работникам живописного цеха. Один художник расписывал все предметы сервиза и обязательно ставил свою подпись. Работникам фабрики предоставлялись большие скидки на приобретение продукции. А к знаменательным датам – в связи с юбилеем или уходом на пенсию – работникам дарили именные сервизы. Один такой чайный сервиз стоит у Зои Ивановны в серванте. Он ей достался от мамы. На чайнике, сахарнице и молочнике красуется надпись золотыми буквами: «Нечаевой Клавдии Николаевне в связи с уходом на пенсию». Жалеет Зоя Ивановна, что не сохранилось ни одной чашечки или блюдечка, которые были расписаны ее собственной рукой.
После нескольких лет работы живописцем Зою Ивановну поставили на новую технологию – штамп, который был гораздо проще и быстрее в изготовлении. Готовый рисунок наносился на посуду, после чего изделие снова запекалось в печи. Если за 8 часов дневной смены одна мастерица могла расписать 10-20 тарелок, то при использовании штампа их количество увеличивалось до 150. Но сухие краски, которые применялись в этой технологии, наносили большой вред здоровью. Очень не хотелось расставаться Зое Ивановне с любимой работой, однако все же пришлось уволиться. Двоюродная сестра позвала ее в Ангарск, и Зоя Ивановна навсегда уехала из родной Мишелевки. В надежде продолжить заниматься любимым делом она хотела устроиться на Ангарский керамический завод, но живописного цеха на заводе не было. С приездом в Ангарск жизнь Зои изменилась. Молодая девушка получила новую профессию – она стала медицинским работником, вышла замуж. Вот уже 55 лет Зоя Попова живет в Ангарске. У нее два сына и четверо внуков. С теплотой вспоминает она свою малую родину, где прошли ее детство и юность. Уже давно не существует фарфорового завода на речке Хайта, пришел в запустение поселок Мишелевка, а человеческая память хранит воспоминания о былых временах. История жизни Зои Ивановны – это история жизни одного человека, но в ней, как в зеркале, отражается история жизни многих людей нашего края.
Юлия Славнова,
научный сотрудник Музея часов