Магазином в жилом доме сейчас никого не удивишь. Это в советские времена у объекта торговли выстраивались километровые очереди. В нынешнее время идет борьба за каждого клиента. Поэтому в любом пригодном помещении сразу же открывается магазин, пусть и небольшой – лишь бы покупатель был. И хорошо, если торговать будут промышленными товарами: обувью, одеждой, ювелирными изделиями, мебелью. Хуже живется тем, у кого под боком продуктовый магазин, Конечно, большой плюс в том, что за едой можно сходить в халате и тапочках. Но вместе с торговой точкой можно получить в комплекте тараканов, мышей, ежедневную разгрузку товаров под окнами, гул и вибрацию от торгового оборудования.
С последним бороться практически невозможно. В этом убедились жители дома №1 в 33 микрорайоне. Девятиэтажка с синими полосами – одна из первых, которая сдавалась как элитное жилье в Ангарске. С собственной закрытой территорией, подземным гаражом, хорошей детской площадкой и специальным помещением под магазины на первом этаже. Один из них – «Цветной бульвар» от Ангарского мясокомбината – и стал камнем преткновения.
Низкий, монотонный гул от работающих холодильников отчетливо слышен даже на третьем этаже, где живет Полина Андреевна, обратившаяся с жалобой в нашу газету.
– С магазином мы воюем уже четыре года. Насколько я знаю, в подвале под моей квартирой находится шесть компрессоров, а выше, в помещении магазина, холодильники. Шум давит на уши, особенно ночью, когда кругом тишина. Не могу находиться в своей квартире: есть, читать книгу, отдыхать, спать – собственно жить! Я домой идти не хочу! Готова дойти до центрального телевидения, чтобы разрешить наконец эту проблему, – рассказывает женщина.
Ее можно понять: в квартире ощущаешь вибрацию пола. Как же себя тогда чувствуют жильцы первого и второго этажей?!
Как выяснилось – жалуются. 16 мая, в 22 часа 30 минут, ТО Роспотребнадзора была проведена внеплановая проверка ООО «Торговая фирма «Забота» (магазин «Цветной бульвар»). Специалисты Роспотребнадзора указали, что были обнаружены нарушения санитарного законодательства, закона о защите прав потребителей.
Но главное, что было установлено, – превышение уровня шума в ночное время на 3 децибела (а в целом уровень шума составил 33 децибела, что примерно равно приглушенному разговору). В итоге магазину было выдано предписание об устранении источника дискомфорта.
– Три недели была тишина. Мы вздохнули спокойно, думали, что все закончилось. Ан нет – все началось заново. Что делать, не знаю, – жалуется Полина Андреевна.
Мы побывали в самом магазине – холодильники непосредственно под квартирой женщины были отключены. Но вот в соседнем отделе большая камера работала на всю мощность – электронное табло показывало -16,3 градуса. Гул был отчетливо слышен даже сквозь шум магазина.
О том, какие меры принимаются, мы спросили у Ирины Погодаевой, исполнительного директора ООО «Торговая фирма «Забота».
– Мы всегда стараемся прислушиваться к жалобам наших клиентов. Например, для удобства жильцов этого дома мы сделали отдельный вход со двора, раздали электронные ключи. Еще до того, как была написана жалоба в Роспотребнадзор, мы по жалобам жильцов пытались устранить причину шума – чистили фильтры, регулировали режим работы оборудования. После того как нам было вынесено предписание, мы потратили круглую сумму, чтобы устранить нарушения. На два дня закрывали магазин, вывозили продукты, чтобы за время выполнения работ они не испортились. Перенесли кондиционеры вместе с системой воздуховодов со стены, где расположены квартиры, на внешнюю стену здания. Отключили насовсем две холодильные камеры под квартирами жильцов. Мы давно сотрудничаем с фирмой по холодильному оборудованию – их специалисты установили на компрессоры в подвале частотные преобразователи. Откуда сейчас может идти шум и вибрация, ума не приложу! Кроме нас на первом этаже работает кафе, другие магазины. У них тоже есть холодильники, вытяжки и кондиционеры. В подъезде работает лифт. Возможно, шум и вибрация перераспределяются по конструктивным элементам здания? Источник шума установить непросто. Но мы работаем над этой задачей.
На самом деле Полина Андреевна не единственная, кому мешает жить магазин. В Интернете очень много вопросов к юристам, что можно сделать в таком случае. Встречаются только советы обратиться в Роспотребнадзор по поводу измерения уровня шума. Что потом делать с этой бумажкой, даже если она доказывает правоту жильцов, никто не знает. В Интернете прецедентов выигранных дел нет. Остается только надеяться на владельцев магазинов, которые захотят жить в мире со своими покупателями.