Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Люди делились наболевшим.
– Мы живем в этом доме больше 15 лет, с нами моя 85-летняя мама, – рассказала нашей газете Марина Карышева. – Напряжения катастрофически не хватает, холодильник не работает, продукты покупаем летом только на один день. Недавно свет отключали на два дня, в доме было 12 градусов тепла. А ведь у меня заключен договор на поставку электроэнергии, есть все квитанции об оплате!
– На нашей улице напряжение едва до 120 вольт дотягивает: телевизоры не работают, стиральные машинки стоят как украшение. На соседней – и того меньше. Раньше у нашего садоводства хороший трансформатор был, а потом его заменили на якобы более мощный. На проверку он оказался рухлядью. С тех пор и начались проблемы.
– Наша председатель уже все кабинеты обежала, всех чиновников на уши подняла. Никто не хочет нам помогать!
Выплеснув эмоции, люди стали думать, что им делать дальше. Варианты были разные. От кардинальных (всем вместе и каждому по отдельности написать заявление в суд) до вполне последовательных. Марина рассказала о возможностях подомового учета:
– Я слышала, есть такие чипы, они устанавливаются около каждого дома на столбах. И по ним сотрудники «Энергосбыта» смогут точно узнать, сколько дом энергии потребил, даже не заходя внутрь и не проверяя показания счетчика. Если все дома в садоводстве такими приборами оборудовать, то и воровать энергию никто не сможет, и все мы будем рассчитываться по факту. Мы готовы их установить за свой счет, только бы не было этих проблем!
– Надо, чтобы наше садоводство установило свой, отдельный, прибор учета! А то считают вместе и «Тополек», и «Тополек-2», и хозяйство Адушинова, а кто из них платит – поди разбери! Нам надо отделиться и платить только за себя!
Люди посовещались и разошлись, а проблема осталась. Почему она возникла и – главное – как ее решить? Об этом мы спросили у заместителя директора «Иркутскэнергосбыта» по сбыту Андрея Харитонова.
– Исток проблемы в том, что люди живут там, где должны только заниматься дачным хозяйством. Выданные технические условия для садоводства, схема энергоснабжения не соответствуют запросам потребителей с учетом их круглогодичного проживания. Да и сети садоводства не в состоянии выдерживать такую нагрузку. Это легко подсчитать: на 209 участков выделена мощность в 380 киловатт. Это примерно по 1,8 киловатт на дом. А что такое 1,8 кВт, если современный электрический чайник имеет мощность 1,5 и более киловатта? А ведь там есть и гораздо более серьезное электрооборудование, в том числе для обогрева помещений – электробойлеры, насосы, водонагреватели. Кроме того, из-за постоянной высокой нагрузки на сети увеличиваются и потери электроэнергии внутри садоводства, законы физики еще никто не отменял. В итоге мы не можем обеспечить качество предоставляемой нами услуги.
– Но почему их собираются отключать? Почему расторгаются индивидуальные договоры?
– Действительно, в свое время потребители представили нам документы, заключили договоры и получили лицевые счета. Но в ходе работы выяснилось, что правление СНТ представило нам информацию об участках, не соответствующую действительности. По сути, между нами и индивидуальными потребителями стоит еще одно юридическое лицо – СНТ, – в уставе которого значится, что именно оно должно представлять интересы своих членов и обеспечивать их всеми необходимыми ресурсами, в том числе и электроэнергией. Так что решением этого вопроса в первую очередь должно заниматься правление СНТ и его председатель.
– Но они занимаются – обращаются везде за помощью.
– Знаете, в Иркутской области более двух тысяч подобных садоводств. У многих есть проблемы с неплатежами, однако подобная ситуация практически единична. Поэтому уверяю: эта проблема решаема, ей нужно заниматься, а не только говорить о ней.
Есть два варианта действий в данной ситуации. Первый: общее собрание членов садоводства принимает решение о модернизации сетей внутри садоводства и о приобретении у сетевой компании дополнительной мощности. То есть создает подходящие технические возможности для нормального энергоснабжения круглогодично проживающих садоводов. Что именно нужно для этого сделать, специалисты «Энергосбыта» обязательно подскажут. Устанавливается прибор учета на всё СНТ, который будет учитывать и индивидуальное потребление, и потери, и общие нужды садоводства (свет в сторожке, работу насосов и прочее). СНТ оплачивает этот общий счет и само решает, как распределить затраты между отдельными членами садоводства. Например, несправедливо заставлять полностью оплачивать нужды садоводства тех, кто в дачном домике не живет.
Второй: действительно, можно установить на каждый дом так называемые «умные» приборы учета. Тогда каждый потребитель будет точно знать, сколько оплачивать за себя. Но при этом потери в сетях и нужды СНТ все равно остаются – их правление может распределять между участками в виде членских взносов. Это похоже на оплату общедомовых нужд в многоквартирных домах. Только, конечно, стоит иметь в виду, что плата за ОДН – это всегда плата за себя и за того парня, который счетчик не поставил.
Как ни крути, выходит, что решение проблем садоводов в первую очередь лежит на плечах правления СНТ «Тополек». Руководство «Энергосбыта» обещает помочь разобраться в вопросе, детально объяснить, что нужно делать, и всячески помочь.
Анастасия КурмазоваНа правах рекламы