Предновогодние дни для ангарчан традиционно превращаются в «забег» по различным ресурсоснабжающим организациям. Люди хотят, ориентируясь на поверье, завершить год без долгов.
А что требуется для того, чтобы быть уверенным в отсутствии долга? Взять заветный талон сверки. Однако в этом году получить его очень сложно.
В «Ангарский Водоканал» попасть можно только по записи. Она ведется как минимум на неделю вперед. Чуть лучше ситуация в «Иркутскэнергосбыте». Люди занимают очередь в пять утра, но так и не могут получить заветные справки.
Что же делать? Телефоны ресурсоснабжающих организаций просто разрываются от звонков возмущенных граждан. И ведь есть в их жалобах доля истины: если организация оказывает услугу за деньги, то должна сделать все для того, чтобы людям был доступен контроль за своими платежами.
Сегодня есть электронные сервисы. Но далеко не все умеют ими пользоваться. И справку с печатью, увы, личный кабинет вам не выдаст. Остается одно – стоять в очереди.
Причем порой в нее загоняют людей сами ресурсоснабжающие организации. К примеру, «Иркутскэнергосбыт» в декабре разместил на домах объявления следующего содержания: «С ... по ... в вашем районе будут проводиться отключения от электроэнергии должников, период задолженности которых превышает три месяца, без дополнительного предупреждения».
Страшно?! А то! Ведь «должником» можно стать, даже регулярно оплачивая свет и отопление. Просто где-то в системе потерялись показания счетчика, и – вуаля! Вы должник, не знающий об этом. Приходите вечером с работы, а света нет. Как вам такой новогодний подарок?!
Плохо, конечно. Потому, увидев на подъездах пугающие объявления, люди пошли в «Иркутскэнергосбыт» на сверку.
«Я живу в поселке по улице Декабристов. В моем доме электрическое отопление. И вот когда якобы за долги мне отключили электроэнергию, то в доме стало не только темно, но еще и холодно, как на улице. Дело было в пятницу. Мы с детьми остались на все выходные без света, пока в понедельник я не съездила в «Энерго сбыт» и не разобралась, что к чему! Теперь буду сверку каждый месяц делать, чтобы повода им не давать», – рассказывает одна из читательниц.
Конечно, ситуация ужасная. Но неужели разрешить ее можно только так? За ответом мы обратились к начальнику управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи Василине Шуновой. Она ответила, что в курсе того, как некоторые ресурсоснабжающие организации «выбивают» из людей долги и «вежливо приглашают» на сверку. По мнению Василины Витальевны, любые отключения регламентируются законом, в котором прописано: собственников ОБЯЗАНЫ предупредить. Причем ЛИЧНО. Объявления на подъездах – это не то уведомление, которого требует закон. Поэтому на «Иркутскэнергосбыт» Василина Шунова рекомендует жильцам жаловаться в Службу жилищного надзора Иркутской области. Эта служба обязана проверить и факт отключения, и объявление на подъезде. Если подтвердится, что все это незаконно, то энергетикам выпишут штраф.
Увы, сейчас у администрации города нет возможности влиять на «Иркутскэнергосбыт» напрямую. Однако, по словам Василины Шуновой, в новом году нас ждут изменения к лучшему: область готова передать функции жилищного надзора на уровень муниципалитетов. Вот тогда, хочется верить, под контроль попадут не только ресурсоснабжающие организации, но и управляющие компании.
Конечно, хочется дождаться лучшего. Однако есть организация, которую уже сейчас целиком контролирует муниципалитет, – МУП «Ангарский Водоканал». И, честно скажем, это мало отражается на скорости и качестве обслуживания.
На сегодня именно в «Водоканал» люди занимают очередь на неделю вперед. Опять же «медвежью» услугу себе оказало само предприятие, разослав гражданам уведомления о несуществующих многотысячных долгах. Это уже потом там схватились за головы и стали оправдываться: мол, технический сбой вызван объединением основной компьютерной базы с базой МФЦ.
Сейчас, как говорит Василина Шунова, людей всячески убеждают – «Водоканал» не «Энергосбыт». Воду вам никто не отключит! А сверку можно сделать и в новом году.
Тем не менее люди переживают и штурмуют офисы предприятия. Понятно, что пропустить всех до праздников не получится. Причина, как говорят и чиновники, и простые ангарчане, – в нехватке специалистов.
Для того чтобы как-то разрядить ситуацию, «Ангарский Водоканал» сейчас открывает новый офис в 206 квартале. Там смогут сделать сверку жители Юго-Западного района.
Ну а остальным придется либо стоять в очередях, либо все же пройти сверку после Нового года.