В ночь на 19 января по традиции, сложившейся со времен принятия христианства, верующие и неверующие независимо от погодных условий купаются в купелях и водоемах.
В Ангарске в Крещенскую ночь подморозило – столбик термометра стремился к 30 градусам ниже нуля. Но рядом с купелью, организованной недалеко от лагеря казачьего войска, было жарко. Вереница желающих смыть с себя накопившиеся за год грехи тянулась от палатки для раздевания.
Однако ангарчанин Дмитрий Жерлицин предпочел ехать для крещенского омовения аж в Тельму:
– Для нас с женой это был первый раз, когда мы решили искупаться на праздник в проруби. Но когда к полуночи приехали на место, то увидели, что от машины до купели чуть ли не полкилометра идти. Как представили, что все это расстояние нужно будет пробежать по морозу мокрым и практически нагишом, то развернулись и поехали к тельминской церкви. Там было очень красиво. В два часа ночи закончилось богослужение, и люди стали окунаться. Когда вышел из воды, то у меня зуб на зуб не попадал. Как добежал до машины, даже не помню, хотя она стояла в двух шагах от купели. Ощущения незабываемые, очень советую, – восторгался полученным опытом Дмитрий, водитель такси, пока вез меня до работы.
Так как 19 января выпало на середину недели, удовольствие искупаться в проруби без риска утром не опоздать на работу не каждый смог себе позволить. Но и наверстать упущенное вечером 20 января уже не получалось – в 16.00 доступ к купели уже закрывали. Мы успели туда за несколько минут до этого – навстречу нам уже выезжала машина «Ангарского Водоканала», откуда можно было набрать крещенскую воду для питья без риска для здоровья.
Несмотря на то что все службы уже сворачивались, на специально отведенной небольшой площадке перед казачьим лагерем находилось большое количество припаркованных машин. Как они здесь разъезжались ночью, в темноте, трудно представить! Видно, как прямо в автомобилях раздеваются-переодеваются люди и в халатах и плавках идут к проруби. Поток желающих совершить крещенское омовение довольно плотный: сюда приезжают семьями, вместе с группой поддержки, ведут за руки детей – неужели они тоже будут окунаться?
Рядом с купелью переминаются с ноги на ногу полицейские. Только у них под ногами сено. Остальные пришедшие к Китою люди скользят по льду из-за пролитой за ночь воды. Деревянный помост, ведущий к купели, обледенел настолько, что не спасают даже прибитые поперек планочки – сплошной каток. У воды стоят вмерзшие в лед тапочки.
Около самой проруби – массовый стриптиз. Люди раздеваются и снимают мокрые купальники, стоя на одном полотенце и кое-как прикрываясь вторым, – палатки для переодевания нет. Мужчина просит застегнуть ему пуговицы на рубашке – от холода не гнутся пальцы.
Рядом с нами раздевают мальчонку лет 4-5. Неужели не жалко? Пока отец отводит пацана к проруби, мама объясняет: «Мы сами ночью ходили купаться, а он спал. Проснулся – сильно расстроился, пришлось во второй раз ехать персонально из-за него». Мальчишка даже не пикнул – молча стерпел растирания полотенцем и одевание. Вряд ли он понимает, для чего все это было нужно, – просто потянулся вслед за взрослыми.
Многие действительно воспринимают зимние купания как испытание силы воли, дань моде или делают это для красивого фото в соцсети. Мало кто приходит перед этим в церковь, чтобы отстоять службу в честь Крещения Господня, соблюдает положенный однодневный пост. Можно верить, что крещенская вода смоет все грехи, но если человек сквернословит, злится, лжет, завидует, то никакое купание ему не поможет, если он не раскается и не исправит свое поведение.