На прошлой неделе железнодорожный подземный переход на станции Ангарск оказался в центре широких общественных обсуждений. Из новостного выпуска областного телевидения ангарчане узнали о возможном закрытии тоннеля. Причиной этого было названо решение Свердловского суда Иркутска об ограничении доступа посторонних лиц к объектам железнодорожного транспорта.
Оно вступило в силу еще 20 октября 2016 года, но актуальность проблемы возникла к концу определенного судом срока для организации пропускного пункта для работников предприятий, расположенных в промышленной зоне города. Как раз 22 января такой пункт должен был появиться в тоннеле или переход должны были закрыть со стороны АНХК. Ни того, ни другого пока не произошло. По крайней мере, на момент утра 25 января люди спокойно добирались до работы по подземному железнодорожного переходу. Ежедневно им пользуются около двух тысяч человек – речь идет именно о проходе на комбинат. Так что вопрос о законности такого передвижения более чем злободневен для ангарчан.
Переходом жители города пользуются более 40 лет. Он был организован по инициативе бывшего руководителя нефтехимического комбината Блудова. Тоннель органично вписался в структуру станции и обезопасил движение пассажиров поездов дальнего действия и электричек. Однако в прошлом году транспортная прокуратура провела проверку, в ходе которой и выяснилось, что такое передвижение граждан, которые запросто могут миновать рамку-металлоискатель на вокзале, нарушает требование Федерального закона «О транспортной безопасности». Получается, что надзорные органы опасаются возможных нарушений правил безопасности именно со стороны работников предприятий? Почему до сих пор руководство Восточно-Сибирской железной дороги не предприняло действий для организации здесь пропускного пункта – тоже вопрос открытый. Есть информация, что в настоящее время работа эта начата. Иначе и быть не может – решение суда выполнять надо. Но и закрывать переход даже на время нецелесообразно и опасно. В промышленной зоне находятся не только производственные подразделения АНХК, но и азотно-туковый завод, «Востсибмаш», дочерние предприятия ангарской нефтехимии. Никто не вправе ограничивать право доступа на рабочие места их сотрудникам. Не будет официального перехода – люди пойдут по путям, будут подлазить под стоящими составами и перебегать перед идущими поездами. Чем это грозит – понятно и без выводов прокурорских проверок.
В настоящий момент идет поиск совместного организационного (а главное – оперативного) решения представителей всех заинтересованных сторон – Восточно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов, Иркутской транспортной прокуратуры, управления по капитальному строительству и ЖКХ, транспорту и связи администрации, представителей промышленных предприятий. Не исключено, что до организации пропускного пункта в тоннеле появятся сотрудники охраны, регулирующие передвижение по подземному переходу.