Или можно ли продать Ангарск за миллион рублей
У Ангарска появился собственный бренд. Звучит немного пафосно и, может быть, не совсем понятно людям, далеким от сферы рекламы и пиара. Для ясности нужно сказать проще – появился новый жизнеутверждающий девиз жизни ангарчан. «Город, рожденный Победой» теперь превратился в «Простор для побед». Бренд включает в себя также и нарисованные символы – паттерны. Так называется визуальное сопровождение бренда. Хотя сейчас в соцсетях Интернета больше обсуждают стоимость брендового проекта – администрация АГО на эти цели потратила из бюджета почти миллион рублей. Нам бы хотелось порассуждать о целесообразности этой идеи, о том, как вообще она возникла и кто занимался ее разработкой.
«После периода политической нестабильности и объединения территории в округ мы задумались о необходимости идеи, которая бы сплотила жителей, – сказала на презентации бренда Ангарска начальник отдела по стратегическому развитию территории Нина Евстафьева. – Важно, чтобы эта идея была принята ангарчанами разных возрастов». Мысль насчет объединяющей идеи родилась в администрации год назад. В марте был объявлен конкурс, в ходе которого и определился исполнитель – урюпинская фирма ООО «СитиБрендинг». Как только город отпраздновал свой 65-летний юбилей, специалисты этой компании начали свою работу по... изучению Ангарска. Они все лето штудировали историю, изучали промышленный потенциал, культурные, ландшафтные и архитектурные особенности города. В общем, открывали заново все то, что каждому из нас ясно, хорошо знакомо и является родным с детства. Стоило ли за это платить нанятым сотрудникам или можно было поручить это местным краеведам, общественникам, студентам, учащимся художественных школ за гораздо меньшие деньги – вопрос спорный.
По словам Нины Евстафьевой, урюпинцы провели на местности большую работу, они общались со старожилами, выяснили мнение бизнесменов, попросили студентов написать о перспективах Ангарска, провели опрос прохожих. В специальные ящики можно было сбросить анкету, указав достоинства и недостатки жизни в городе. В итоге было разработано несколько концептуальных вариантов, среди которых наиболее удачными признаны: «Ангарск. Будь первым!», «Ангарск – достижение Сибири», «Ангарск. Действуй. Сейчас» и победивший в итоге слоган «Ангарск – простор для побед».
«Бренд – это не просто три слова, за каждым из которых скрыт большой смысл, – сказала Нина Евстафьева, – это наше обращение к миру, презентация целого города, его судьбы, его будущего. Ангарск просторный и компактный одновременно, а его жители открыты для побед в творчестве, спорте, бизнесе, учебе!»
Честно признаюсь, что не разделяю восторженных откликов по поводу нового слогана, который нашел одобрение и у членов Общественной палаты, и у участников фестиваля «Муниципион». Лично мне больше нравится горящая по вечерам надпись на высотках 177 квартала. «Ангарск – любимый город». Просто и ясно. Кстати, бренды многих городов содержат в себе объяснение в любви: I love NY (Я люблю Нью-Йорк), I AmSterdam, «Я люблю Одессу» (слово «люблю» выполнено в форме сердца-якоря). Есть у нашего города и еще более популярный, укоренившийся за десятилетия слоган, который по сути является синонимом Ангарска – «рожденный Победой». Он был отметен при разработке бренда как устремленный в прошлое, а не в будущее. Хотим новых побед! Одной той, пусть и Великой, но случившейся 72 года назад, ангарчанам недостаточно. Но это, повторяю, мое личное, весьма субъективное мнение...
Работу над визуальной частью ангарского бренда урюпинские специалисты проводили осенью. Утверждали шрифты, прорисовывали элементы, выполненные в зеленых и горчичных тонах. При внимательном изучении бренд-листа проступают знакомые элементы узоров кованых ограждений городских парков, балконных и оконных рисунков, дворцовых колонн. Можно увидеть лепнину с голубем, украшающую фасад спортшколы «Победа». Только часы с главного шпиля Ангарска выглядят неузнаваемо – вырванные из архитектурного контекста они ничем не отличаются от любых настенных, настольных или даже наручных часов. И самого шпиля нет в паттерне. Возможно, разработчики посчитали его чересчур заезженным символом города. По словам Нины Евстафьевой, бренд имеет подвижную концепцию, а значит, его элементы можно менять и дорисовывать. Хотите шпиль – давайте добавим! А можно и привычные глазу любого ангарчанина трубы с дымом. Главное – чтобы в той же цветовой гамме и стиле.
Все это должно стать элементами фирменного оформления города. Совсем скоро рисунки с бренд-листа появятся на новых остановочных павильонах, будут украшать афиши и баннеры. Есть предложения нарядить ангарских дворников в одежды с брендовым узором. Каждый желающий может использовать элементы бренда в своих целях. Можно и на этикете своего товара напечатать, а можно и сотовый телефон украсить. Говорят, у некоторых сотрудников нашей администрации уже есть такие чехлы на мобильных. Элементы паттерна можно будет позаимствовать на сайте администрации. Там же появится и регламент использования бренда. Проводником его внедрения в жизнь является отдел по стратегическому развитию территории. Уйдет ли идея в народ – покажет время.
Что это в итоге даст Ангарску? Инициаторы разработки бренда уверены – повсеместную узнаваемость всего ангарского! А следом – инвестиционную привлекательность города. Существует теория, что государство, бизнес и просто обычные люди готовы вкладывать свои деньги только в то, что знают, в чем уверены.
Действительно ли разработанный за миллион бюджетных рублей бренд сделает Ангарск таким узнаваемым и какую выгоду город получит от этого – предположить сложно. Потому что есть и другие проверенные жизнью финансовые теории. К примеру, деньги, как правило, вкладывают в развитие действительно перспективного производства, действительно качественных товаров. А в Ангарске при сокращении объемов производства и штата на градообразующих предприятиях ставку можно делать только на несколько небольших частных производств.
Следующее годами проверенное правило: туристы едут в место, где им есть чему удивиться и чему порадоваться. А у нас идет оптимизация учреждений культуры, в том числе единственного в России Музея часов, идею же по созданию в городе картинной галереи вообще считают утопической.
И еще: власти нужно помнить, что люди хоть и любят свой родной город «просто так, потому что здесь родились», но жить стремятся там, где есть хорошие вузы, где развит массовый спорт, где можно получить доступное жилье и качественное медицинское обслуживание, где ветераны войны ездят в городских автобусах не по транспортным картам за 150 рублей, а по заслуженно бесплатным проездным.
Да, бренд тоже играет свою роль, но только тогда, когда он прилагается ко всему хорошему, но никак не подменяет собой все это. Тогда не только дворники, но и вернувшиеся домой в Ангарск выпускники столичных вузов будут с гордостью примерять фирменные бейсболки и футболки...